-->
* Вход   * Регистрация * FAQ    * Поиск
Текущее время: 28 мар 2024, 09:01

Часовой пояс: UTC


cellspacing=/div
Для писателей (полезные материалы)
Модераторы: Citron-El, Матрена Филипповна, Malena, Персефона
Начать новую тему Ответить на тему На страницу 1, 2, 3, 4, 5 ... 7  След.
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 22 мар 2013, 08:04 
Не в сети
Аватар пользователя

Зарегистрирован:
21 сен 2012, 10:12
Сообщений: 11542
:ar_ti_st:

Что есть в теме?

Статьи и заметки в помощь авторам.

Как выбирать имена персонажам?
Как написать интригующее начало?
Как написать интересную книгу? (советы от С. Лукьяненко)
Как написать синопсис? Правила составления.
Как описать динамичные сцены?
Как правильно писать диалоги?
Как потешить свое уязвленное критикой самолюбие?

***
Главные правила хорошего рассказа
Заметка о легкости текста
Описания:мели и рифы
Приемы психологической достоверности
Технология рассказа: Виды композиции
Точка зрения персонажа: фокальный персонаж
Трехактная структура произведения (3 акта драмы)
Хороший и плохой диалог
Югэн или Искусство недосказанности, мастер-класс Г.Л.Олди


Словарь писателя (определения, термины, понятия).

Литературные жанры (список)
Литературный редактор, корректор, бета-ридер
Литературные премии (в России)
Словарик юного графомана или Turkey City Lexicon
Тема, идея, мораль (Из книги Дж. Фрея "Как написать гениальный роман")
Точки зрения персонажа (POV)
Понятие "авторский лист"


Работа над ошибками.

Урна - сюда отправляем наши слова-паразиты, хронические ошибки и т.д. и т.п.

Важное правило о деревьях с табличками
Иностранные слова-паразиты
Капризные слова: повторы, неточные сравнения и т.д.
Клише и сюжетные штампы
Мэри\Марти Сью. Как распознать\избежать?
Мэри-Сью-конвейер: как создать "идеальную" героиню
Самые избитые темы в литературе
Семь роковых ошибок писателя
Стилистические ошибки и сюжетные неувязки в текстах начинающих авторов
Топ-17 паразитов, удаление которых делает текст однозначно лучше
4 ошибки при создании описаний.
40 советов "Как научиться хорошо писать" от Умберто Эко


Другое.

Самые короткие литературные шедевры
Своеобразие жанра рождественского и святочного рассказа в западноевропейской и русской литературе.
Список литературы, которая может быть интересна и полезна авторам.
Сюжетные архетипы
Про графоманов (заметка читателя)
Три метода договориться с внутренним критиком
ZenWriter - минималистичный текстовый редактор для писателей.
50 способов заставить себя продолжать писать
Уроки писательской магии в "детских" книгах Лукьяненко

Всё
ГЛАВНЫЕ ПРАВИЛА хорошего рассказа

Заметка о легкости текста

Иностранные слова-паразиты

Клише и сюжетные штампы

Как выбирать имена персонажам

Как написать интригующее начало

Как написать интересную книгу (советы от С. Лукьяненко)

Как описать динамичные сцены

Как правильно писать диалоги

Капризные слова: повторы, неточные сравнения и т.д.

Как потешить свое уязвленное критикой самолюбие

Как написать NC для читателя

Литературные жанры

Литературный редактор, корректор, бета-ридер

Мэри\Марти Сью. Как распознать\избежать?

Мэри-Сью-конвейер: как создать идеальную героиню

Ошибки начинающих авторов (статья)

Описания:мели и рифы

Про графоманов

Приемы психологической достоверности

Самые избитые темы в литературе

Самые короткие литературные шедевры

Словарик юного графомана или Turkey City Lexicon

Стилистические ошибки в текстах начинающих авторов

Технология рассказа: Виды композиции

Точки зрения персонажа (POW)

Точка зрения персонажа: Фокальный персонаж

Три метода договориться с внутренним критиком

Семь роковых ошибок писателя

Топ-17 паразитов, удаление которых делает текст однозначно лучше

50 способов заставить себя продолжать писать

Хороший и плохой диалог

Трехактная структура произведения (3 акта драмы)

Иностранные слова-паразиты

ZenWriter - минималистичный текстовый редактор для писателей.

Синопсис. Правила составления.

Инструмент писателя: Тема, идея, мораль (Из книги Дж. Фрея "Как написать гениальный роман")

Уроки писательской магии в "детских" книгах Лукьяненко


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Для писателей
СообщениеДобавлено: 22 мар 2013, 08:09 
Не в сети
Аватар пользователя

Зарегистрирован:
21 сен 2012, 10:12
Сообщений: 11542
Ромашка писал(а):
Не знала я, что потерянный "ь" (мягкий знак) - это настолько распространенная ошибка. Кенди-авторы довольно часто его теряют, скажу я вам... (Ошибка в том правиле, где проверочный вопрос "Что делает?/Что делать?" и "Что сделает?/Что сделать?")По этому случаю (и по случаю других типичных ошибок), может завести для фикрайтеров раздел "Прокачаем skill "русский язык"?" И добавлять туда по запросу нуждающихся разные задания (из ЕГЭ, выложенных в инете: там задание, варианты ответов и спойлер-пояснение - почему так, а не иначе. Или из учебников русского.).


Язык - главный инструмент писателя :mi_ga_et:

_________________
Дерево надежды, стой прямо! ©


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Для писателей
СообщениеДобавлено: 27 мар 2013, 18:44 
Не в сети
Аватар пользователя

Зарегистрирован:
21 сен 2012, 10:12
Сообщений: 11542
Изображение

_________________
Дерево надежды, стой прямо! ©


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Для писателей
СообщениеДобавлено: 27 мар 2013, 18:54 
Не в сети
Аватар пользователя

Зарегистрирован:
21 сен 2012, 18:44
Сообщений: 4059
Фигасе! :sh_ok: Пункт 4 - что, рассказ может быть в сети и это не влияет на принятие рукописи??

_________________
Whistle in the dark


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Для писателей
СообщениеДобавлено: 27 мар 2013, 18:58 
Не в сети
Аватар пользователя

Зарегистрирован:
23 сен 2012, 15:08
Сообщений: 2598
Malena
это с офсайта "Эксмо" :ne_vi_del: но, в принципе, вспоминая того же Алекса Экслера, получается, что да. Думаю, еще от издательства зависит...

_________________
Порой меня начинает сильно волновать общественное мнение... Но стоит выпить чашку хорошего чая - и все проходит!


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Для писателей
СообщениеДобавлено: 27 мар 2013, 19:02 
Не в сети
Аватар пользователя

Зарегистрирован:
21 сен 2012, 18:44
Сообщений: 4059
Tes, да, я тоже думаю - так не в каждом издательстве...

Пункт 8 - надо будет хоть раз сгонять во Францию, для убедительности :-)

_________________
Whistle in the dark


Вернуться наверх
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 29 мар 2013, 09:22 
Не в сети
Аватар пользователя

Зарегистрирован:
21 сен 2012, 10:12
Сообщений: 11542
Ошибки начинающих авторов

Статья Нелли Мартовой

В конце прошедшего года мне довелось судить конкурс "Современная нереалистическая проза". Я прочитала около сотни рассказов начинающих авторов, и попыталась выделить в итоговом обзоре часто встречающиеся ошибки и самые "эксплуатируемые" темы. Кстати, судить такие конкурсы очень полезно, становится острее глаз, набивается рука.

Об идеях

К сожалению, ярких и необычных фантастических идей на конкурсе встретилось совсем немного.

Больше всего начинающие авторы нереалистической прозы интересуются темами:

- жизнь после смерти: уж каких только потусторонних миров не встретилось в рассказах, от гостиницы до кинозала;

- ангелы и архангелы, которые по традиции отказываются выполнять свою жестокую роль проводников смерти, рискуя заполучить на свою голову какое-нибудь страшное наказание;

- раскопки на местах сражений ВОВ, непременно с благодарностью от солдат с того света, почему-то большей частью немецких. Не иначе, как лавры фильма "Мы из будущего" не дают покоя авторам;

- чтение чужих мыслей: наверное, это тайное желание многих авторов, особенно им хочется читать мысли преподавателей во время экзаменов;

- вампиры и оборотни во всей красе;

- неземная любовь, про которую и словами-то сказать ничего нельзя, кроме как "ах, люблю", при этом образ романтического героя витает исключительно в воображении автора, а поделиться им с читателями автор стесняется. Как вариант - герой, который временно материализуется из ниоткуда и, подарив даме пару прекрасных моментов, испаряется в никуда. Оно и правильно, а то потом придется носки по углам собирать да зубную пасту оттирать с зеркала;

Хочу заметить, что тема может быть совершенно избитой, но при вдумчивой и талантливой реализации, когда перед глазами сама рисуется картинка, и хочется сопереживать главному герою, все равно получается очень интересный рассказ.

Типичные ошибки


Критиковать, как известно, гораздо легче, чем делать что-то самому. Но раз уж мне представилась такая возможность, попробую обобщить самые частые ошибки и недоработки, что встретились мне на конкурсе.

Пожалуй, самый частый и заметный недостаток многих рассказов - это отсутствие конфликта главного героя и четкой структуры произведения: экспозиции, завязки, кульминации и развязки. Многие авторы оправдываются: мол, а мы не хотели никакой кульминации, нам и так нравится, и никакого конфликта у нас задумано не было. И забывают одно "но" - такие рассказы, в лучшем случае, читать неинтересно. Ладно, когда есть просто красивая описательная картинка. Тогда это можно называть эссе, зарисовкой, мыслями вслух. Обидно бывает, когда придуман интересный герой, целостный мир с фантастическим допущением, и ждешь-ждешь, что с героем вот-вот случиться что-нибудь интересное, но не успеешь впиться глазами в текст, как вдруг бац - конец рассказа. И остается одно только разочарование.

Представьте себе рассказ: "Вот Винни-Пух. Это симпатичный медвежонок, в голове у него опилки, он очень любит мед и сочиняет песенки-пыхтелки. А еще у него есть друзья Пятачок и Кролик. Однажды Винни-Пух и Пятачок пошли в гости к Кролику и там чудесно пообедали. "Далее следует тонкое романтическое описание процесса поедания сгущенки и меда". А потом Винни-Пух отправился домой, напевая песенку". Ну как, интересно? Теперь сравните с настоящим вариантом, когда Винни застрял в норе, и перечитайте свой рассказ еще раз.

Очень хочется за героя переживать, а еще лучше - переживать вместе с героем то, что редко случается с нами в обычной жизни.

Еще один из самых нелюбимых моих типов рассказов - это "поучения в диалогах". Запутавшийся в жизни главный герой встречает мудреца/колдуна/инопланетянина/сотрудника спецслубж/ангела/черта/смерть/говорящую птицу/лешего (нужное подчеркнуть), который его долго и нудно учит, как правильно жить. Вдобавок ко всему, понятия о том, "как правильно жить", у начинающих авторов часто наивны и просто кричат об отсутствии жизненного опыта.

Для чтения морали есть родители и воспитатели. Одна из задач литературы - заставить героя и читателя задуматься и сделать выводы самому, а подтолкнуть его к этому должны события в вымышленном мире, а не унылые нравоучения. Только представьте себе сказку, в которой Знайка три страницы рассказывает Незнайке, как важно хорошо учиться и трудиться. Какие дети будут это читать? Но, конечно, события придумать гораздо труднее, чем написать нудную проповедь.

Иногда авторы поднимают очень сложные вопросы, на которые нет однозначного ответа. Может ли быть жизнь одного человека важнее жизни другого? А если можно спасти целую жизнь одного ценой двух месяцев жизни другого? Очень печально видеть грубый и прямолинейный подход к подобным вопросам в попытке надавить на эмоции читателя. Еще Юрий Никитин писал, что "спасение детей и котят" в литературе - это как удар ниже пояса в боксе, запрещенный прием. Пусть это гарантированно выдавит слезу умиления, но автору тут нечего гордится литературным мастерством. Наверное, не стоит сразу браться отвечать на вопрос "быть или не быть". Начинать лучше всего с простых человеческих чувств и того, что хорошо знакомо.

Многие рассказы с неплохой задумкой отличаются бедным, убогим и невыразительным языком. И, напротив, очень немногие могут похвастаться образностью изложения.

И с этим же связан еще один недостаток - невнимание к деталям. Может быть и сюжет неплох, и язык легкий, но без ярких, говорящих деталей обстановки рассказ выглядит "голым", теряет кинематографичность. Учитесь замечать детали, которые рисуют в нашем воображении картинку. К примеру, на моей клавиатуре почему-то самая грязная кнопка - с вопросом. Наверное, я очень люблю спрашивать. Поверхность моего стола чуть шероховатая и местами пыльная, в комнате пахнет грейпфрутом, а из окна тянет холодной сыростью, и сразу понятно, что там, в темноте, идет снег. Если выключить компьютер, станет неожиданно тихо, и захочется включить его снова. Какая деталь может рассказать о вашем герое?

Обратная сторона - излишнее количество деталей, которые не имеют никакого отношения к сюжету. То же можно сказать об излишних биографических изысках для второстепенных героев и углублений в историю города или еще какую историю. Если сам сюжет занимает две страницы, стоит ли описывать на четырех страницах фантастический мир?

Грустно читать рассказы ленивых авторов. Такой рассказ выглядит так, как будто его писали два разных человека. Один абзац - просто отличный, емкий, эмоциональный, образный и лаконичный. А следующий - будто из школьного сочинения. Ничем, кроме лени как следует проработать весь текст, я это объяснить не могу.

Наконец, последний момент, который несколько портит впечатление даже от весьма удачных рассказов - это предсказуемость развязки. Я понимаю, сделать концовку по-настоящему неожиданной действительно трудно. И даже не припомню ни одного рассказа, где окончание меня бы по-настоящему удивило. Тут совет можно дать только один - развивать фантазию и воображение. С другой стороны, есть рассказы, которые совсем не портит предсказуемая развязка.

В заключение: нет ни одного автора, которому хотелось бы сказать: бросайте писать, это не ваше. У каждого есть свои сильные и слабые стороны, и хочется пожелать всем как можно больше работать над собой. На самом деле, все недостатки исправимы, и почти любой рассказ, не прошедший в финал, можно сделать намного лучше и интереснее.

Несколько банальных советов:

— любите конструктивную критику и помните: критикуют не вас, а ваше произведение;

— учите матчасть: читайте книги по теории литературы и много хороших произведений;

— верьте в себя и пишите от души: не о том, что теоретически популярно, а том, что трогает за душу лично вас.


Статья отсюда

_________________
Дерево надежды, стой прямо! ©


Вернуться наверх
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 29 мар 2013, 09:26 
Не в сети
Аватар пользователя

Зарегистрирован:
21 сен 2012, 10:12
Сообщений: 11542
ГЛАВНЫЕ ПРАВИЛА хорошего рассказа:

1. Интригующая завязка. Она укладывается в рассказе в один-два абзаца. И главная ее цель: удержать читателя, направить его дальше, значит, важно придумать эту «зацепку» для его внимания. Завязка не обязательно должна представлять собой «авторское описание» ситуации — сделать его эффектно не каждому удаётся. По моему опыту, будет проще для вас и лучше (в смысле интереса) для читателя, если вы сделаете «вход» в рассказ в виде начала-диалога или начала-сценки. Пофантазируйете. ВАЖНО: Не тормозитесь на завязке. Не получается — идите дальше. Литераторский опыт подсказывает, что как раз к ней подавляющее большинство авторов возвращается, и не раз! Так что когда «распишетесь», начало рассказа можно будет отточить и подработать в нужном ключе.

2. Четкая сюжетная линия. Прежде чем приступить к творению, нужно очень хорошо продумать сюжет, проработать его в своем сознании. Понять цель. Главную цель рассказа. Если по поводу долгоиграющих произведений существуют расхожие мнения о том, что «героев» можно в какой-то момент «отпустить» и они вполне убедительно заживут своей собственной жизнью, иногда совершенно неожиданной для самого автора, то к рассказу это не относится. Вы с самого начала должны очень ясно представлять, зачем вы его затеяли. Иначе он просто «развалится» на ваших глазах.

3. Хороший рассказ всегда имеет неожиданную парадоксальную концовку. Читателя надо чем-то потрясти, шокировать, на худой конец, хотя бы удивить. После прочтения хорошего рассказа у него некоторое время сохраняется «послевкусие». Надо, чтобы оно его не разочаровало.

4. И, наконец, самое главное. Знаменитая «вопросница»: что? где? когда? как? зачем? куда? почему? (можете ее дополнить по своему усмотрению) к рассказу должна быть применена в обязательном порядке. Тогда вам будет много проще самому понять мотивы своих героев, а уж что говорить о читателе, если у автора каша в голове?

_________________
Дерево надежды, стой прямо! ©


Вернуться наверх
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 29 мар 2013, 09:31 
Не в сети
Аватар пользователя

Зарегистрирован:
21 сен 2012, 10:12
Сообщений: 11542
Литературные премии

Литературные премии - это форма поощрения литераторов за значимые литературные произведения или общий вклад в литературу, своего рода признание заслуг писателя и влияния его творчества на литературный процесс в целом или на его отдельное направление. Обязательными составляющими процесса присуждения литературной премии являются: 1) круг экспертов, формулирующих число претендентов и выносящих окончательное решение; 2) критерий выбора; 3) премия, выражаемая в денежном эквиваленте или имеющая символическое значение; 4) собственно писатели или поэты — лауреаты премий, представляющие этот выбор.

Премии условно можно разделить на международные (Нобелевская, Букеровская и др.) и национальные (Гонкуровская французская, Пулицеровская американская, национальный Букер — английский, российский и т.д., Государственная российская и т.д.), отраслевые (в области фантастики, исторического романа и т.д.), именные — премия Астрид Линдгрен — международная премия в области детской литературы и т.д. неформальные — Антибукер, премия им. Андрея Белого и т.д.

Вот полный список негосударственных литературных премий, существующих в России:

Русский Букер

Статус — негосударственная премия за лучший роман на русском языке, впервые опубликованный в минувшем году. Период — с 1992 года. Учредитель — Компания Booker plc (оставалась титульным спонсором премии в России вплоть до 1996 года). Присуждается — Жюри Букеровской премии, состоящим из пяти человек и ежегодно избираемый Букеровским комитетом из числа видных литераторов и деятелей культуры. Цель — привлечь внимание к серьёзной прозе, обеспечить успех книг, утверждающих традиционную для русской литературы гуманистическую систему ценностей. Приз — $20 000, пять финалистов получают по $1 000.

Российская премия в области высших достижений литературы и искусства «Триумф»

Статус — негосударственная премия в области высших достижений литературы и искусства. Период — с 1992 по 2004 год. Учредитель — фонд «Триумф-Логоваз». Присуждалась — Жюри премии, которое самостоятельно определяло номинантов. Приз — статуэтка «Золотой эльф», выполненная по эскизу Эрнста Неизвестного, диплом, медаль с изображением Триумфальной арки и денежное вознаграждение в размере $50 000.

Всероссийская литературная премия «Антибукер»

Статус — негосударственная литературная премия. Период — с 1995 по 2001 год. Учредитель — «Независимая газета». Присуждалась — по пяти номинациям за произведения текущего года. Цель — истинно русская премия в противовес Букеровской премии. Приз — символически стоила на один доллар больше «Букера» ($12 001).

Ежегодный Национальный конкурс «Книга года»

Статус — ежегодный общероссийский конкурс для поддержки российского книгоиздания, поощрения лучших образцов книжного искусства и полиграфии, а также пропаганды чтения в России. Период — с 1999 года. Учредители — Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям. Присуждается — в десяти номинациях. Цель — содействовать продолжению отечественных традиций книжной культуры, повышению роли книги в общественном сознании, популяризации современных тенденций в оформлении книги и развитию тематических направлений российского книгоиздания.

Литературная премия «Дебют»

Статус — независимая литературная премия для авторов не старше 25 лет, пишущих на русском языке. Период — с 2000 года. Учредитель — Гуманитарный фонд Андрея Скоча «Поколение». Присуждается — ежегодно на основе открытого конкурса по пяти-семи номинациям, отражающим основные типы художественной литературы. Приз — почётный приз «Птица» и право заключить с фондом «Поколение» издательский договор с гонораром 90 000 рублей.

Литературная премия им. А.Невского

Статус — литературная премия за произведения отвечающие высоким принципам нравственности, гражданственности и любви к Родине. Период — с 2001 года. С 2008 года объявлена как историко-литературной и отныне будет развиваться в двух направлениях — литературном и музейно-мемориальном. Учредитель — Исполком движения «Сыны России». Присуждается — в 3-х номинациях: проза, поэзия (за книги изданные в текущем году) и публицистика или драматургия (за издание книги или по совокупности публикаций в центральной прессе, осуществления постановки драматического произведения в театре). В особых случаях возможно присуждение в 4-й дополнительной номинации. Цель — возродить и поддержать интерес россиян к истории своей Родины, лучшим произведениям на эту тему. Приз — почётный диплом, именная медаль из золота и серебра с профилем князя Александра Невского и денежная премия размером не менее 2000 у.е.

Национальный бестселлер

Статус — ежегодная общероссийская литературная премия за лучший роман, написанный на русском языке в течение календарного года. Период — с 2001 года. Учредитель — фонд «Национальный бестселлер». Приз — денежная премия эквивалентную $10 000, делящаяся в пропорции 4:4:2 между автором, первым издателем и номинатором. В случае, если побеждает неопубликованное произведение, премия делится между лауреатом и номинатором в пропорции 7:3. Гарантируется издание, дистрибуция и реклама произведения-победителя тиражом не менее 50 000 экземпляров. Участники шорт-листа получают поощрительные призы в размере, эквивалентном $1 000. Девиз премии — «Проснуться знаменитым!».

Ясная Поляна

Статус — ежегодная литературная премия за лучшее прозаическое произведение, ориентированное на гуманистические и нравственные ценности. Период — с 2003 года. Учредитель — музей-усадьба «Ясная поляна» и компания Samsung Electronics. Присуждается — в номинациях «Современная классика» «XXI век» (Яркое произведение современной прозы). Приз — первый — $20 000, второй — $10 000. Цель — поиск и поощрение авторов, чьи произведения пробуждают в читателях идеалы нравственности и милосердия. Премия призвана поддержать писателей, последователей морали и идеалов Л. Н. Толстого, идеалов гуманистической прозы и поэзии, в которых выражается многовековые традиции русской культуры.

Большая книга

Статус — национальная литературная премия за произведения, написанные на русском языке, и авторские переводы произведений, первоначально написанных на других языках. Период — с 2005 года. Учредитель — Некоммерческое партнёрство «Центр поддержки отечественной словесности». Общий размер призового фонда — 5,5 млн руб., 1-я премия — 3 млн руб., 2-я — 1,5 млн руб. и 3-я — 1 млн.руб. Цель — поиск и поощрение авторов литературных произведений, способных внести существенный вклад в художественную культуру России, повышение социальной значимости современной русской литературы, привлечение к ней читательского и общественного внимания.

Российская национальная премия «Поэт»

Статус — премия для ныне живущих поэтов, пишущих на русском языке, независимо от национальности и места проживания. Период — с 2005 года. Учредитель — Общество поощрения русской поэзии. Право номинации принадлежит только членам Попечительского совета Общества поощрения русской поэзии. Цель — привлечение общественного внимания к современной поэзии. Приз — диплом, нагрудный знак и денежное вознаграждение, сумма которого эквивалентна $50 000.

Международный литературный конкурс «Русская Премия»

Статус — единственная российская премия для русскоязычных писателей зарубежных стран. Период — с 2005 года. Учредитель — Фонд развития «Институт евразийских исследований». Цель — сохранение и развитие русского языка как уникального явления мировой культуры. Победителю вручается премия в размере $5 000, произведения, победившие в конкурсе, войдут в издательскую программу учредителей и партнеров «Русской Премии». За 2-е и 3-и места в каждой номинации — $2 000 и $1 500 соответственно.

Всероссийская литературная премия имени Святого благоверного Александра Невского

Статус — всероссийская литературная премия. Период — с 2005 года. Учредитель — Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра. Присуждается — ежегодно, на конкурс принимаются только книги, которые не были представлены в текущем году на иные конкурсы и не являются лауреатами других литературных премий. Цель — средство возрождения современной русской литературы, подъём престижа писательского служения, воцерковление литературного процесса. Приз — медаль (только за первые места в номинациях), грамота и денежная премия.
Всероссийская литературно-художественная премия «Золотой венец Победы»

Статус — премия за произведения знаменующие глубокое постижение автором величия и значения всенародного подвига в Великой Отечественной войне. Период — с 2008 года. Учредитель — Центральный музей Великой Отечественной войны. Присуждается — ежегодно, ко Дню Победы в Великой Отечественной войне — 9 Мая. Цель — поощрение создания произведений художественной литературы разных жанров о Великой Отечественной войне, а также на военно-патриотическую тему. (с)

_________________
Дерево надежды, стой прямо! ©


Вернуться наверх
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 29 мар 2013, 09:33 
Не в сети
Аватар пользователя

Зарегистрирован:
21 сен 2012, 10:12
Сообщений: 11542
Что такое авторский лист?

Авторский лист - это единица измерения объема текста вашей рукописи. Исходя из объема текста в авторских листах, издатель будет рассчитывать параметры книги и стоимость ее производства.

Авторский лист соответствует 40000 знакам, включая пробелы. Если тест выполнен в MS Word, то можно посчитать его объем, войдя в меню Сервис (Tools) и далее Статистика (Word Count).

Объем также можно посчитать приблизительно, зная, что авторский лист равен 24 печатным страницам, выполненным 10-м размером шрифта с интервалом 1,5.

Вообще, лист — в издательском деле и полиграфии, единица измерения печатной продукции.

Существует, к примеру, Бумажный лист. Это единица для расчёта количества бумаги, потребной или израсходованной на издание; обозначается в см ширины и длины (например, 60х90 см). Размер готового издания составляет 1/2, 1/4, 1/8, 1/16, 1/32 1/64 часть листа и зависит от исходного формата бумажного листа и количества сгибов, на которые складывается лист в процессе производства. Размеры бумажного листа в большинстве стран нормализованы или стандартизованы. В СССР ГОСТ 1342-68 «Бумага для печати. Форматы» содержит 7 форматов листовой бумаги (в см): 60х84; 60х90; 70х90; 70х100; 70х108; 75х90; 84х108 и 7 форматов (ширин) ролевой бумаги от 60 до 120 см.

Печатный лист — это единица натурального объема печатного издания, равная площади одной стороны бумажного листа любого стандартного формата. Служит для измерения натурального (фактического) объёма издания; это оттиск на одной стороне бумажного листа формата 60Х90 см. Оттиск на бумаге стандартных размеров других форматов (например, 70х90 см) называется физическим печатным листом данного формата.

Условный печатный лист — в них обычно пересчитывается объём, исчисленный в физических печатных листах при планировании и учёте издательской продукции формата 60х90 см (через коэффициент, равный отношению площади применяемого листа к площади листа 60х90 см, принятого за единицу).

Учётно-издательский лист служит для подсчёта объёма печатного издания и равен, так же как и авторский лист, 40.000 знакам, или 700 строкам стихотворного текста, или 3000 см2 графического материала. Объём печатного издания, исчисленный в учётно-издательских листах, включает: объём собственно литературного произведения плюс объём всего прочего текстового и графического материала (редакционное предисловие, колонцифры, колонтитулы и т. д.), помещенного в издании. Учётно-издательский лист применяется для издательского планирования и учёта, измерения труда редакторов, технических редакторов, корректоров и т. п.

Взято отсюда

_________________
Дерево надежды, стой прямо! ©


Вернуться наверх
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 29 мар 2013, 09:43 
Не в сети
Аватар пользователя

Зарегистрирован:
21 сен 2012, 10:12
Сообщений: 11542
Самые избитые темы в литературе

Есть несколько сюжетов, которые непонятно почему бередят сердца начинающих авторов. Независимо друг от друга писатели создают романы, очень похожие друг на друга по содержанию:

1. Ангел хочет жениться. Прекрасный ангел попадает на землю и влюбляется во что-то земное и смертное. Альтернативный вариант: вместо ангелов — вампиры.

2. Жизнь не удалась или Поймите меня кто-нибудь. Главный герой списывается с автора, но наделяется еще недюжими сексуальными способностями. Он непонятый, одинокий и гордый как Печорин. Только работает либо инженером, либо дизайнером. Сюжет: череда пьянок, случайных связей и проблем на работе. Кончается чем-нибудь вроде: "Он стоял на мосту и смотрел на звезды".

3. Меч Фаберже. Все гоняются за каким-нибудь алмазом, мечом или волшебной лопатой, которой загребают деньги. Артефакт, как водится, способен изменить ход истории. Главный герой желает использовать его во благо, злодей — во зло.

4. Бог из-за бугра. Главный герой переносится в параллельный мир и там становится богом, королем, богатырем, волшебником (нужное подчеркнуть).

5. Любовь офис-менеджера. Живет себе девушка, все у нее есть — образование, работа, красота внешняя и внутренняя. Только любви нет. Но тут появляется ОН — красавец с деньгами и проблемами. Обязательное условие: наличие разбитной подруги-советчицы.

6. Герцогиня-ударница. Она умна не по годам и не по эпохе. Разоблачает международные заговоры, спасает Родину и любит подкаченного гусара, благородного, как кот Леопольд.

7. Советский семейный союз. Улицкая и Рубина слишком вкусно рассказывают семейные байки из 1940-1960-х: так и тянет увязаться за ними. Коммуналки, никакие герои, отсутствие диалогов и обилие прилагательных.

8. Конь бледный в темном подвале. Апокалипсис наступил, люди либо вымерли, либо превратились в мутантов. Жить грустно, остается только одно: ходить по подземельям с пулеметом. Книга является сиквелом компьютерных стрелялок.

9. Замуж за иностранца. Описывается знакомство, мытарства по посольствам и долгожданная любовь. Понятно, что автору хочется поделиться своим счастьем. Беда в том, что таких "невероятных" историй в каждом издательстве — завались. Миграция приобрела массовый характер — ничего не поделаешь.

10. Следствие ведет дилетант. Убийство не трогает, мотивации невероятны, герои неправдоподобны. Непременное условие: автор никогда не работал в правоохранительных органах. Книга имеет то же отношение к литературе, что и кроссворд.

11. Всемирный заговор сержантов милиции. Враг не дремлет — не важно какой: масоны, шпионы, янки или анонимные алкоголики. Миру вообще и Родине в частности грозит смертельная опасность. И тут появляется отставной Как-бы-бэшник Добрыня Шерлокович Суперменов. Читатель может спать спокойно. Уже на второй странице.

12. Грязные портянки политики. Профпригодность к написанию романов о продажных политиках определяется так: автор должен видеть политиков только по телевизору и в тревожных снах. Тогда его незамутненный глаз различит всю подноготную Давоса, швейцарских банков и американкого Сената. Знание иностранных языков, изучение истории и путешествия по миру строго воспрещаются.


Взято отсюда

_________________
Дерево надежды, стой прямо! ©


Вернуться наверх
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 30 мар 2013, 16:20 
Не в сети

Зарегистрирован:
30 мар 2013, 15:32
Сообщений: 774
Citron-El писал(а):
...излишнее количество деталей, которые не имеют никакого отношения к сюжету. То же можно сказать об излишних биографических изысках для второстепенных героев и углублений в историю города или еще какую историю. Если сам сюжет занимает две страницы, стоит ли описывать на четырех страницах фантастический мир?


Вспомнился Гюго... Классика devil2*


Вернуться наверх
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 30 мар 2013, 17:49 
Не в сети
Аватар пользователя

Зарегистрирован:
21 сен 2012, 10:12
Сообщений: 11542
Лючия

Нотр-Дам де Пари? :-) Ну, там документальность описаний представляет собой отдельную ценность...

_________________
Дерево надежды, стой прямо! ©


Вернуться наверх
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 30 мар 2013, 19:09 
Не в сети
Аватар пользователя

Зарегистрирован:
25 сен 2012, 14:08
Сообщений: 3818
Citron-El, а как на счет подробных биографий второ- и даже третьестепенных персонажей у того же Гюго?
Лично мне это несколько затрудняло чтение.
Я это больше ощутила в "Отверженных" чем в "Нотр-Дам де Пари".

_________________
Творец не поручает задач, не снабдив условием для их решения. ©


Вернуться наверх
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 30 мар 2013, 20:01 
Не в сети
Аватар пользователя

Зарегистрирован:
21 сен 2012, 10:12
Сообщений: 11542
Afina

Ммм... "Отверженных" не читала...
Ну, если так, чисто теоретически рассуждать...

Гюго довольно академичен. Увлекательность текста для него второстепенная задача. Он занимается обоснованием близких ему общественных идей, разоблачает пороки общества, скрупулезно работает над портретами эпохи. Поэтому он - классик.

Или можно предположить...
Что за большее кол-во слов он получал больше денег 009*

_________________
Дерево надежды, стой прямо! ©


Вернуться наверх
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 30 мар 2013, 20:57 
Не в сети
Аватар пользователя

Зарегистрирован:
25 сен 2012, 14:08
Сообщений: 3818
Citron-El писал(а):
Гюго довольно академичен. Увлекательность текста для него второстепенная задача. Он занимается обоснованием близких ему общественных идей, разоблачает пороки общества, скрупулезно работает над портретами эпохи.

Я вот задаюсь вопросом, а в наше время какого-нибудь "Гюго" стали бы издавать? :du_ma_et:
Citron-El писал(а):
Что за большее кол-во слов он получал больше денег

А что, тоже аргумент :-)

_________________
Творец не поручает задач, не снабдив условием для их решения. ©


Вернуться наверх
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 31 мар 2013, 13:04 
Не в сети
Аватар пользователя

Зарегистрирован:
21 сен 2012, 10:12
Сообщений: 11542
Afina писал(а):
Я вот задаюсь вопросом, а в наше время какого-нибудь "Гюго" стали бы издавать?


Издавать, может, и стали бы, а вот - продавать...
Продавать "Гюго" в наше время сложно.

_________________
Дерево надежды, стой прямо! ©


Вернуться наверх
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 01 апр 2013, 10:38 
Не в сети
Аватар пользователя

Зарегистрирован:
21 сен 2012, 10:12
Сообщений: 11542
Стилистические ошибки в текстах начинающих авторов

- Классическая шляпа, которая "Подъезжая к станции, с меня слетела..", всё еще встречается в современных, вполне вроде бы грамотных работах. Происходит такой казус обычно в хитросплетении придаточных, оснащенных массой определений и дополнений. Отсюда первый совет начинающим авторам - пишите проще, чтобы не запутаться и не сесть в шляпу всм. в калошу.

- "Головокружительные взлёты сменили головокружительные падения." Кто кого сменил? Используйте внятные грамматические конструкции.

- Жестяной слог отталкивает. Смесь напыщенности с поверхностностью. Эдакая Пионерская Зорька в печатном варианте. "Задоным, радостным строем голосов был встречен депутат гордумы двести восемьдесят шестого созыва, посетивший Детский мыловаренный комбинат "Звездочка" имени Года Ребенка ."

- "...наполнить свои лёгкие весенним воздухом". Излишний анатомизм. "Волна андреналина пронеслась по его телу" (а потом норандреналина, окситоцина...) прямо в фомулах тогда уж.

- "Из-за угла долгожданно подтянулась маршрутка". Подтянулась долгожданно - это не по-русски. "Долгожданная маршрутка" показалось автору банальным, решил соригинальничать, коверкая язык. Еще одно неуместное наречие "Ох, и пригоже в квартире жить! – благодатно млела про себя Николавна ..и вода, и тепло, и все тридцать три удовольствия" Так не говорят ни на селе, ни где; "пригожий, пригожа" - о внешности, не о способе действия. "Благодатно" - возвышенно-духовное, неуместно в бытовом сюжете. "Млеть про себя" невозможно, так же как и "млеть вслух". Нелепо смотрятся наречия, образованные от прилагательных, бесцеремонно вырванных из устойчивых выражений и фольклорного контекста.

- Смешение стилей - любимая "фишка" юных начинающих авторов, которые считают смесь бульдога с носорогом оригинальным приемом: "Сын, смежив вежды, лежал на кровати, ... костлявый торс восемнадцатилетнего переростка похотливо подергивался соответственно деревянному ритму музона". Авторский комментарий грешит неряшливой эклектикой. Кстати "деревянный ритм" неудачное раскрытие для "похотливо". Нескладное совмещение эпох в прямой речи: "- Наши-то помнишь, как с нее на автопилоте домой приходили. ... - А эти последние портки с заду пропивали. Идут, бывало, горлопаны – море им по колено, ищут кому бы пошеям надавать. ...- Мы ж с тобой и огребали". Увы, оригинальностью подход не блещет, а выдает полное незнание предмета (стариковского просторечия).

- Ищите небанальные определения. "Душный город", "мерный стук колес", "сочные южные яблоки", "синее небо/море/", "весёлая детвора" всем надоели до сонной зевоты ; увидишь такое в первых строках и хоть пиши сочинение по ключевым словам; наберите их для эксперимента в поисковике - уже до нас написано, тысячами. "В тусклом свете фонаря", "широко распахнутыми глазами", "пригладив непослушную копну волос", "у неё перед глазами промчалась её жизнь" - словарь шаблонов, издание двести пятидесятое, дополненное. (Всё из свежего прозаического "топа"; взято наугад) "Местность была живописной" - понятно, что живописную местность описать нелегко. Но это же плоскостопие литературное: "Лес был красивым", "Девочка была нарядной", "Книга неизвестного писателя была ...". "...брюнетка, одетая в чёрную железнодорожную шинель, застёгнутую на жёлтые латунные пуговицы. В левой руке она держала свёрнутые в трубочку красный и жёлтый железнодорожные флажки" Примитивные базовые прилагательные текст не украшают, особенно при стечении в одной фразе; хотя бы у пуговиц "желтые" опустить, цвет латуни представим без уточнений.

- Ходульность, плакатность: "плоды труда сметливых русских людей", "в едином порыве", "с необычайным воодушевлением", "вынесшая на себе тяготы лихолетья" - в повествовательном тексте режут глаз. Пишите так, как родным бы написали, нормальным человеческим языком.

- Слюнявость и слащавость детских текстов еще более неприятна. "- Ты вымыла ручки с мылом, Олюшка?", "... а я еще и почистила зубки зубной пастой, дедушка!" и так пять серий: "Олюшка, твое сердечко подскажет..." "Дедушка, мне мое сердечко подсказывает ..." - хочется дальше читать? Живому ребенку не интересно про целлулоидных паинек, он себя на месте такого пупса не представит и ничему его такой рассказ не научит.

- ".. у нее как-будто открылось третье ухо". Нельзя перекраивать на свой лад устойчивые выражения. "Третий глаз" - за ним целая мифология. "Третье ухо" - просто глупость.

- "Дорога пугала величественными обрывами" - ошибка другого рода, некорректное сочетание слов - "величественное" скорее восхищает, поражает; пугает неожиданное, темное, глубокое. "Небо засияло в мерцании звезд" - речь не идет о северном сиянии, когда б "небо сияло и по нему звезды мерцали" (хотя звезды и в таком случае не видны); просто неудачный словесный выкрутас. "По щекам струились потоки слёз". "потоки" более бурно себя проявляют, а не "струятся". Рядом: "Там бурлила жизнь своим потоком" - поток может бурлить, но "бурлить потоком" невозможно, так же как "белить потолком".

Совет непопулярный - учиться азам литературной техники: зарисовки, тренировки, упражнения. Еще более скучен (это-и-так-все-знают) совет читать классику: вот где мастерские описания "живописных местностей". (Ага, тот самый известный со школы "Дуб" Толстого - Опишете так осину за окном? Подобных упражнений начинающему автору нужно проделать множество, прежде чем небо перестанет сиять в сверкании. По-идее склонность к литературной деятельности легко определяется на этапе ученичества - если юному автору не тоскливо сочинять этюды на заданную тему, наоборот, с азартом принимается танцевать от любой печки, без проблем наваять хоть сочинение за однокурсника, хоть торжественную речь в честь завкафедры - это уже показатель профпригодности.



Взято отсюда

_________________
Дерево надежды, стой прямо! ©


Вернуться наверх
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 01 апр 2013, 10:45 
Не в сети
Аватар пользователя

Зарегистрирован:
21 сен 2012, 10:12
Сообщений: 11542
Описания: мели и рифы

Ошибка№1 Избыточное описательство - одна из общих бед начинающих фантастов - излишнее разжёвывание идеи либо деталей антуража, не имеющих прямого отношения к сюжету. Помните разговор Джона и Джека о полёте на Кутюк на нейрофузонном табуляторе? Многие авторы считают необходимым делать пространнейшие отступления для того, чтобы объяснить читателю: 'табулятор искривляет пространство так, что табуляция накладывается на нейрофузу, происходит это за счёт того, что протонные потоки преобразуются в позитронные расщелины, которые перекручивают нейроны в фузоны и обрастают плазменными решётками, перебрасывающими материю из одного конца галактики - в другой, благодаря конвергентной трансфикции', и т.д. и т.п. Независимо от того, насколько соответствует науке этот наукообразный бред, он неуместен в любом случае. Равно как и отступления, посвящённые тому, когда и кто открыл нейрофузонную табуляцию, да как и где она стала применяться, и прочая. Читателю до всего этого нет никакого дела.

Произрастает эта болезнь из худших образцов "старой доброй" НФ, где в таком духе разжёвывались детали антуража, а учёные-фантасты блистали своей эрудицией перед читателями и коллегами. Сейчас такое - моветон, приём действительно неуклюжий и смешной. Вы ведь в жизни не станете говорить, например: "для поедания котлет я выбрал вилку, поскольку с помощью четырёх параллельных штырей с острыми наконечниками можно без труда подцепить нужный кусок, пронзив его уверенным движением сверху вниз, а до этого отделив кусок от основной массы нажатием изогнутого ребра вилки" - все и так знают, как есть котлеты и что такое вилка. Или, положим, садясь в автомобиль к другу, неужели вы услышите от него объяснение принципов работы двигателя или лекцию по истории автомобилестроения? Очень сомневаюсь. А ведь то же самое для выдуманного вами мира эта самая нейрофузонная табуляция, или что там у вас в тексте. Читателя (как и современного пассажира) не интересуют словарные статьи по теме. Главное, чтобы работало. К тому же, такие отступления-разжёвывания, как правило, только подчёркивают научную неграмотность автора (учёных-энциклопедистов мне что-то не встречалось среди начинающих фантастов).
Поэтому зарубите себе на носу: НИКАКИХ РАЗЖЁВЫВАНИЙ. Не надо читателю разжёвывать, вы ведь не для дебилов пишете. Если блюдо плохое - его разжёвыванием не улучшишь, а если хорошее - только ухудшишь и вдобавок совершенно отобьёшь аппетит.

Ошибка№2. Отсутствие динамики - Другая беда с описаниями состоит в том, что они часто слишком статичные и тяжеловесные. Динамики нет, особенно это режет глаз, когда по содержанию она как раз подразумевается. К примеру, описывается бой или драка, а читаете вы: "Я прихватил за руку с плазмётом одного из трёх сопровождающих комитетчика солдат, прикрылся им от его товарищей и сломал эту самую руку в предплечье". Но это ещё ничего, бывает куда заковыристее. Здесь общее правило: субъективное время сцены (сколько на описываемое действие уходит в реале) не должно сильно превышать объективное время, уходящее на чтение описания этого действия. Согласитесь, есть разница: 'он врезал ему между глаз' и: 'он выпростал свою собственную правую руку, сжимая на лету непослушные пальцы в стальной кулак, устремляя его разящую мощь прямо в область переносицы стоящего перед ним противника, который не успел почувствовать опасности и отклониться от стремительно надвигающегося сокрушительного удара'.

Ошибка№3. Образы - Признак хорошей литературы - не рассказывать, а показывать. Не сказать: "герой разозлился", а дать это почувствовать текстом. Не ПЕРЕсказывать события, а ПОКАЗЫВАТЬ их. Для этого нужно научиться пользоваться образами (многие начинающие - не умеют). Сделать текст живым помогает использование метафор, а сделать картинку достоверной - грамотное использование деталей. Из незатёртых, ярких образов, продуманно выстроенных по тексту, ткётся атмосфера. Если она проступает, захватывает читателя - ради неё он не заметит, или простит вам многие ошибки, удивляясь, насколько живо всё описано.
Поэтому общее направление: побольше образов и картинок, поменьше голых рассуждений или пересказов в духе: 'Друзья посидели в баре, а затем приступили к работе. Джек долго проверял документацию, а Джон следил за погрузкой упаковок клякибизма. Потом они расплатились с трёхголовыми кутюкскими таможенниками и взяли курс на Альфуцентавра'. Когда нет картинки, очень сложно "вжиться" в текст, он проходит мимо. Кроме того, не забывайте использовать сквозные образы, которые, как якорьки, держат читательское внимание на протяжении всего текста. При этом сквозной образ должен развиваться от одного упоминания к другому, а его развитие - соотноситься с общим развитием сюжета. Это очень эффективный приём, хотя, конечно, и не шибко оригинальный (но всё же не штамп).
С образами есть свои опасности. С одной стороны, следует избегать простого копирования уже изъезженных метафор, с другой стороны, в поиске 'своего' нужно опасаться вычурности. Другая опасность - анахронизмы. То есть, когда для иллюстрации неоправданно используется образ из иной эпохи или иного мира. Помню, как-то попался конкурсный рассказ, где описывалось порабощённое чужими человечество, давно утратившее цивилизацию, письменность и т.п. И вот, глазами мальчика из этого мира описываются пришельцы, и он сравнивает их с дирижаблями. Но, помилуйте, где ж мальчонка мог увидеть дирижабли, если цивилизация уже несколько поколений в руинах? Количество анахронизмов множится со страшной силой, как только авторы дерзают писать историческую фантастику - о дореволюционной ли России, средневековой ли Европе или вообще древних дикарях. Посему нужно помнить, что подбирать образы следует из естественной среды героя, а не читателя.

Ошибка№4. Излишняя детализация - отсутствие соли многие блюда делает несъедобными, однако и перебор с солью приводит к тому же эффекту. Это в полной мере относится к употреблению детали в тексте. Деталей не должно быть лишних, только необходимые и только работающие (никаких 'нестреляющих' красивостей). Когда предметов или деталей слишком много, внимание рассеивается, читатель начинает зевать. Кроме того, излишняя детализация оставляет меньший простор для читательской фантазии, и, соответственно, делает текст скучнее. Здесь следует упомянуть любовь некоторых начинающих к простому перечислению описываемых предметов. Текст становится подобен бесконечным пыльным кабелям метрополитена. Однообразный поток перечислений (деталей, предметов, персонажей) быстро приедается и возникает желание проглядеть всё по диагонали.

Взято отсюда

_________________
Дерево надежды, стой прямо! ©


Вернуться наверх
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 01 апр 2013, 10:51 
Не в сети
Аватар пользователя

Зарегистрирован:
21 сен 2012, 10:12
Сообщений: 11542
Клише (от фр. cliché), также штамп в литературе - шаблонные выражения, образы, сюжеты.

В творческой среде клише воспринимаются негативно и высмеиваются.


В качественной литературе недопустим следующий набор клише:

"Усталые, но довольные", "мороз крепчал", "пулей выскочить", "смущенно покраснеть", "распахнуть доверчивые глаза", "первые крупные капли дождя", "мороз, посеребривший...", "гулко отдавались шаги", "женщина удивительной судьбы", "пройдя весь путь", "обжигающий чай", "воцарилась тишина", "непокорные кудри", "в гордом одиночестве", "виновник торжества", "закат, позолотивший...", "грозное оружие", "нежная дымка", "румяное яблоко", "руки как крылья", "лебединая шея", "ветер шумит в ушах", "туман стелется", "печаль/грусть/тоска в глазах", "мех как бархат", "колдовское снадобье", "лицо затуманилось/засветилось от счастья", "грани разумного", "праведное негодование", "оскорбленная невинность", "непредвиденное стечение обстоятельств", "в бесплодных попытках", "стражи порядка", "усмехнуться в усы", "хитрый прищур глаз", "волосы/кудри разметались во сне", "грудь высоко вздымалась", "весь затрясся от негодования", "лицо исказилось от ненависти", "наброситься с поздравлениями", "герой не ее романа", "внутри все похолодело", "жаркие объятия", "зеленая красавица", "сон праведника", "орлиный взгляд", "ледяной/холодный взгляд", "волевой подбородок", "непокорные вихры", "бездонные глаза", "тоненькая как тростинка", "усталые и добрые глаза", "цвета спелой пшеницы", "васильковые глаза", "с непоколебимой уверенностью", "с веселой хитринкой", "задорно смеяться", "скрипеть зубами от досады", "вскочил, готовый к действиям", "непроглядная/кромешная тьма", "досадливо отмахнуться", "хрупкое белокурое создание", "походка пантеры/кошачья походка", "на город пали сумерки", "скупая мужская слеза", "нежный девичий взгляд", "весело щебетать", "как-то по-особенному взглянуть", "оставить после себя смутное ощущение чего-то радостного", "смеркалось", "в воздухе пахло весной", "волосы рассыпались по ее плечам, как шелк", "глаза, как угли", "сгорать от страсти", "прильнуть к губам (или еще чему...)", "серебрится снег/лунный свет", "галантный француз", "чопорный англичанин", "загадочная русская душа", "яркие звезды/пышная растительность", "жертва страсти/любви", "солнце садилось", "ветер дул", "голубые глаза", "он побледнел", "ломкая психика", "мрачные глубины", "строить глазки", "чуткая душа", "трепетное сердце", "годы несутся, словно конь", "время, злой палач", "пышное цветение", "свет души", "чешуя как золото/медь", "мраморная кожа", "глаза как алмазы", "встал со скрипучего стула", "подошел к распахнутому окну", "скудный ужин", "наивное дитя", "благородный воин", "краснеть от едва сдерживаемой ярости", "упасть в объятия", "волшебный мир детства", "заботливые материнские руки", "суровый взгляд отца".

Безусловно, это далеко не полный каталог литературных шаблонов, однако, вчитываясь в данную подборку кочующих из книги в книгу метафор и образов, я обратила внимание, что некоторые из перечисленных "штампов" в действительности являются устойчивыми выражениями ("кошачья походка", "выскочить пулей") и традиционными описательными приемами, важными для передачи достоверной информации о внешних и внутренних особенностях персонажа ("холодный/ледяной взгляд") или специфики того или иного явления ("яркие звезды"). Это свойственные для любого языка слова-метки, замена которых новоизобретенными фразеологизмами может привести к определенного рода недопониманию между читателем и автором текста. "Я, конечно, могу поменять штамп, и, например, заявить, что "фонарь" отныне буду считать "светарем", по созвучию со словом "свет", или даже "тапримаком" безо всякого созвучия с чем-либо, но это вряд ли продуктивно".

Поскольку для мироздания характерны четкие, устойчивые законы, описываемые людьми явления и понятия остаются неизменными на протяжении тысячелетий. Следовательно, искать оригинальные обозначения для предметов, знакомых каждому человеку с детства, не имеет смысла, и употребление штампов в подобных случаях оправдано и уместно.

Поползновения включить в число запрещенных клише такие словосочетаний, как "голубые глаза" и "лунный свет" заставляют меня подозревать современных литературных критиков в некомпетентности. "Блондин/блондинка с голубыми глазами", "стелющийся над озером туман", "лунный свет, озаряющий тропы", вне всякого сомнения, являются стереотипными образами, присущими 90% художественных произведений, но это формы, придуманные не людьми, а той высшей и не менее стереотипной инстанцией, которую принято называть Богом или природой.

Вся человеческая жизнь состоит из "штампов". Повторяются житейские ситуации, повторяются мысли и действия, улыбки и истерики, праздники и злоключения. Повторяются слова. И в реалиях повседневности они почему-то не кажутся устаревшими или неуместными.

Литература описывает ту же самую жизнь, пусть и облекая ее в сплетение витиеватых и красочных фраз, и использование шаблонных формулировок - лишь способ активизировать эмоциональное восприятие текста, изначально лишенного визуальных и слуховых образов. Искусные манипуляции штампами создают иллюзию простоты изложения, дают возможность легкого понимания предложенных писателем или поэтом событий. Когда человек пропускает через призму сознания давно знакомые образы и обозначения, он способен достовернее сопоставить в уме выдумку и реальность, в то время, как к непривычным представлениям о действительности ему прежде необходимо адаптироваться, что значительно замедляет процесс уяснения заложенных в тексте идей. Более того, в погоне за оригинальностью зачастую утрачивается первоначальный смысл произведения, поэтому избегать стоит не штампов, а неумелого новаторства.

Однако я не стану отрицать, что употребление шаблонных формулировок должно быть обдуманным и осторожным: если есть возможность вычеркнуть лишнее слово - всегда будет разумно его вычеркнуть.

Наиболее распространенные сюжетные штампы:
- Герою предлагают взяться за дело (раскрыть преступление, отправиться в путешествие и т.п.), он поначалу отказывается, но потом, поразмыслив, соглашается.
- Герой мстит за погибших родителей.
- Герой или героиня влюбляется в злодея/злодейку, хотя понимает, что это может стоить ей/ему жизни.
- Герой отправляется за советом к мудрецу, и тот, чуть-чуть поломавшись, решает все проблемы.
- Герой не только справляется с врагами, но получает любовь и полцарства в придачу.
Решающий поединок героя со злодеем.
- Сцена «пожалуйста, не умирай» с последующим оживлением.
- Масштабные злодеяния и спасения: антагонист мечтает погубить вселенную, герой ее спасает.
- Герой тайно проникает в логово злодея и узнает важные сведения.
- В ответственный момент лучший друг предает главного героя.

Клишированные мотивы фольклора:
- Герой, которого все вокруг считают дурачком и недотепой, становится победителем благодаря смекалке, мужеству и терпению.
- Самая прекрасная героиня непременно будет женой победителя.
- Богачи – до абсурда скаредны и глупы.
- Те, в чьих руках сосредоточена власть и управление, обычно инертны и трусливы, а в конце посрамлены.

Взято отсюда

_________________
Дерево надежды, стой прямо! ©


Вернуться наверх
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Сортировать по:  
Начать новую тему Ответить на тему На страницу 1, 2, 3, 4, 5 ... 7  След.


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  

Яндекс.Метрика