Зарегистрирован: 21 сен 2012, 10:12 Сообщений: 11557
Калаши-загадочный народ в Пакистане.
Высоко в горах Пакистана на границе с Афганистаном, в провинции Нуристан, разбросано несколько крошечных плато. Местные жители называют данный район Чинтал. Здесь проживает уникальный и загадочный народ – Калаши, который пришел сюда несколько тысяч лет. Их уникальность заключается в том, что этому индоевропейскому по происхождению народу удалось выжить почти в самом сердце исламского мира. А между тем калаши исповедуют вовсе не авраамический культ – ислам, а исконную, народную веру… Если бы калаши представляли собой многочисленную народ с обособленной территорией и государственностью, то их существование вряд ли бы кого удивило, но калашей на сегодня сохранилось не более 6 тыс. человек – они самая миниатюрная и загадочная этническая группа Азиатского региона.
Подобнее
Были почти полностью истреблены в результате мусульманского геноцида к началу XX века, так как исповедуют язычество. Ведут замкнутый образ жизни. Говорят на калашском языке дардской группы индоевропейских языков (однако около половины слов их языка не имеет аналогов в других дардских языках, как и в языках соседних народов).
В Пакистане распространено убеждение, что калаши являются потомками воинов Александра Македонского (в связи с чем правительство Македонии построило средоточие культуры в этой области, см, напр., «Македонија ќе гради културен центар кај хунзите во Пакистан»).
Учёные относят калашей к белой расе – это научный факт. Лица у многих калашей – чисто европейские. Кожа белая в отличие от пакистанцев и афганцев. А светлые а часто иголубые глаза – как паспорт неверного-кафира. У калашей глаза голубые, серые, зеленые и очень редко карие.
По другой версии, калаши – потомки народа, осевшего в горах Тибета в процессе большого переселения народов во времена вторжения арийцев на Индостан. У самих калашей единого мнения по поводу своего происхождения нет, но в разговорах об этом вопросе с чужеземцами, они чаще отдают предпочтение версии македонского происхождения. Легенда гласит, что в эти места пришли два воина и две девушки, отколовшиеся от греческой армии. Мужчины были ранены и не могли передвигаться. Именно они и положили начало калашскому народу.
Более точное объяснение происхождению этого народа могло бы дать подробное исследование калашского языка, к сожалению, еще слабо изученного. Считается, что он относится к дардской языковой группе, но на основании чего было сделано это отнесение не совсем понятно, т.к. более половины слов из лексики калашского языка не имеет аналогов в языках дардской группы и языков окружающих народов.
Встречаются публикации, в которых прямо говорится, что калаши говорят на древнегреческом языке, но так ли это, неизвестно. Факт то, что единственно кто помогает сегодня калашам выживать в экстремальных высокогорных условиях – современные греки, на деньги которых были построены школа, больница, детский сад, и вырыто несколько колодцев.
Исследование генов калашей не выявило ничего конкретного. Все очень непонятно и зыбко – говорят, что греческого влияния может быть от 20 до 40%. (Зачем было проводить исследования, коли сходство с древними греками видно и так?) Религия большинства калашей — язычество; их пантеон имеет немало общих черт с реконструируемым древне-арийским пантеоном. Наряду с калашами подобными антропологическими характеристиками обладают также представители народа хунза и некоторые этнические группы памирцев, персов и др.
Есть еще один штрих, который никак не вписывается в общую для муслимов Пакистана и Афганистана культуру и быт. Калаши всегда изготавливали для себя и пользовались мебелью. Они едят за столом, сидя на стульях, – излишества, которые никогда не были присущи местным “аборигенам” и появились в Афганистане и Пакистане только с приходом англичан в ХVIII-ХIХ веках, но так и не прижились. А калаши испокон веков пользовались столами и стульями…
Но и сейчас калаши находятся на грани исчезновения. Многие вынуждены ассимилироваться (через брак) с пакистанцами и афганцами, принимая ислам, – так легче выжить и получить работу, образование, должность. Быт современных калашей можно назвать спартанским. Калаши живут общинами. Они живут в домах, которые строят из камня, дерева и глины. Крыша нижнего дома (этажа) одновременно является полом или верандой дома другой семьи. Из всех удобств в хижине: стол, стулья, скамьи и глиняная посуда. Об электричестве и телевидении калаши знают лишь понаслышке. Лопата, мотыга и кайло – им понятнее и привычнее. Жизненные ресурсы они черпают в сельском хозяйстве. Калаши умудряются выращивать пшеницу и другие зерновые культуры на расчищенных от камня землях. Но главную роль в их жизнеобеспечении играет скот, в основном козы, которые дают потомкам древних арийцев молоко и молокопродукты, шерсть и мясо.
В быту бросается в глаза четкое и незыблемое разделение обязанностей: мужчины первые в труде и охоте, женщины им только помогают в наименее трудоемких операциях (прополка, дойка, домашнее хозяйство). В доме мужчины садятся во главе стола и принимают все значимые в семье (в общине) решения. Для женщин в каждом поселении строят башлени – отдельный дом, где женщины общины рожают детей и проводят время в “критические дни”. Родить ребенка женщина калаши обязана только в башлени, а потому беременные дамы поселяются в “роддоме” загодя. Откуда пошла такая традиция, никто не знает, но других сегрегационных и дискриминационных тенденций в отношении женщин у калашей не наблюдается, что бесит и смешит муслимов, которые из за этого относятся к калашам как к людям не от мира сего.
Заняты Калаши земледелием. В семьях принято равноправие полов. Женщина вольна уйти от мужа, но при этом, предыдущий ее муж должен получить от нового выкуп в двойном размере. Из притеснений женщин имеет место только изоляция женщин в отдельном доме во время месячных и родов. Считается, что в это время женщина нечиста, и ее надо изолировать, с ней запрещено общаться, и пищу им передают через специальное окно в этом доме. Муж также волен уйти от нелюбимой жены в любой момент.
Калаши не знают выходных, но они весело и хлебосольно празднуют 3 праздника: Йоши – праздник посева, Учао – праздник урожая, и Чоймус – зимний праздник богов природы, когда калаши просят богов ниспослать им мягкую зиму и хорошие весну и лето. Во время Чоймуса каждая семья в качестве жертвоприношения забивает козу, мясом которой угощают всех, кто зайдет в гости или встретится на улице.
Калашский язык, или Калаша — язык дардской группы индоиранской ветви индоевропейской языковой семьи. В калашском языке очень хорошо сохранился базовый словарный состав санскрита Их религия – напоминает трансформированный Зороастризм и культы древних ариев, которуй принес сюда с севера пророк Заротуштра примерно за 1500 лет до Р.Х.
Главным, “столичным” у кафиров было село под названием “Камдеш”. Дома были богато украшены сложной деревянной резьбой. Полевыми работами занимались не мужчины, а женщины, хотя мужчины предварительно очищали поле от камней и упавших бревен. Мужчины же в это время занимались шитьем одежды, ритуальными танцами на сельской площади и решением общественных дел.
Основным предметом поклонения был огонь. Кроме огня кафиры поклонялись деревянным идолам, которые вырезались искусными умельцами и выставлялись в святилищах. Пантеон состоял из множества богов и богинь. Главным считался бог Имра. Также весьма почитаемым был бог войны Гиша. Каждая деревня имела своего мелкого божка-покровителя. Мир, согласно поверьям, был населен множеством борющихся друг с другом добрых и злых духов. В числе важнейших ритуалов были выбор старейшин, приготовление вина, жертвоприношения богам и погребение. Как и большинство ритуалов, выбор старейшин сопровождался массовыми жертвоприношениями козлов и обильными угощениями. Выборы главного старейшины (джаста) производились старейшинами из числа старейшин. Эти выборы также сопровождались чтением священных гимнов, посвященных богам, жертвоприношениями и угощением собравшихся старейшин в доме кандидата.
У калашей есть священные места для танцев — Джештак. Те, что мы видели, оформлены в греческом стиле — колонны и росписи. Там происходят главные события в жизни калашей — поминки и священнодействия. Похороны превращаются у них в шумный праздник, сопровождаемый пиром и танцами, который продолжается несколько дней и куда приходят сотни людей со всех деревень.
Большую роль в жизни калашей играли шаманы. Самый известный из них — Нанга дхар — мог проходить сквозь скалы и мгновенно появляться в других долинах. Он прожил более 500 лет и оказал существенное влияние на обычаи и верования этого народа. «Но сейчас шаманы исчезли», — грустно сообщил нам старейшина. Будем надеяться, что он просто не хотел раскрывать нам все тайны.
На прощание он сказал: «Откуда я появился, не знаю. Сколько мне лет, тоже не знаю. Я просто открыл глаза в этой долине».
Являются ли калаши потомками воинов армии Александра Македонского, также доподлинно неизвестно. Неоспоримо лишь то, что от окружающих их народов они явно отличаются. Более того, в недавно проведенном исследовании — совместными усилиями Института общей генетики имени Вавилова, университета в Южной Калифорнии и Стэндфордского университета — по сбору и обработке огромного объема информации по генетическим связям населения планеты калашам посвящен отдельный параграф, в котором говорится, что их гены действительно уникальны и принадлежат к европейской группе.
Нам же после встречи с калашами стало уже не важно, имеют они отношение к Александру Великому или нет. Видимо, потому, что на какое-то мгновение мы сами стали калашами — среди огромных гор, бурных рек, с их танцами в ночи, со священным очагом и жертвоприношениями у скалы.
Мы поняли, как непросто сохранить свои верования и традиции маленькому, затерянному среди гор народу, постоянно испытывающему на себе все возрастающее воздействие внешнего мира. На прощание мы спросили у старейшины о значении и особенностях калашской национальной одежды, за которую мусульмане называли их «черными кафирами», то есть «черными неверными». Он было начал терпеливо и подробно объяснять, но потом на секунду задумался и произнес следующее:
«Вы спрашиваете, что особенного в одежде, которую носят наши женщины? Калаши живы, пока женщины носят эти платья».
Зарегистрирован: 08 дек 2013, 17:49 Сообщений: 3270 Откуда: Самара
Какая прелесть Но мне бы смелости не хватило полностью соответствовать любимой эпохе, хоть и 50-е сейчас довольно актуальны. Но мы с мужем часто ходим на барахолки и покупаем интересные вещицы. И, надеюсь, что у нас получится вдохнуть дух рок-н-ролла в наш дом.
Зарегистрирован: 25 сен 2012, 14:08 Сообщений: 3818
Не теряю надежды однажды примерить платье в стиле времен Джейн Остин, хотя побаиваюсь как бы не выглядеть в нем как корова под седлом)))
Когда последний раз была на экскурсии в Софиевке, наша экскурсовод, была одета в подобное платье, желтенькое в мелкий цветочек и с завышенной талией, почти что в пол. При этом сама она была роста невысокого, но как же ей шло!
А вообще платья-платьями, а вот обставить дом в таком стиле, очень бы хотелось Осталось только обзавестись собственным домом)
А еще очень понравился дядечка-викторианец До чего же колоритно смотрится:)
Зарегистрирован: 21 сен 2012, 10:12 Сообщений: 11557
Контрастная Россия Франка Херфорта (Frank Herforth)
Немецкий фотограф Франк Херфорт (Frank Herforth) в течение нескольких лет путешествовал по России и делал удивительные снимки, на которых присутствовали одновременно абсурд и реализм.
Зарегистрирован: 08 дек 2013, 17:49 Сообщений: 3270 Откуда: Самара
До чего техника дошла Или когда программа талантливее, чем ты
В блоге Google опубликован рассказ группы исследователей (в их числе российский разработчик Александр Мордвинцев) о том, как искусственные нейронные сети научили писать свои картины. Для этого использовались нейросети, предназначенные для распознавания изображений: получив фотографию или рисунок, они выясняют, какие именно объекты на ней изображены. Подробнее
А здесь сами картины, «написанные» нейронными сетями
Зарегистрирован: 08 дек 2013, 17:49 Сообщений: 3270 Откуда: Самара
Работы этого фотохудожника часто мелькают в новостной ленте ВК. Интересные работы. Сегодня поискала сайт. О божечки, столько красоты в одном месте давно не видела Итак, Карас Йонут - румынский фотограф и цифровой художник.
Роликов очень, не, не так, ооооочень много, темы разные, по нашему периоду тоже есть любопытные лекции. А еще лекции по истории, русскому и иностранным языкам, культуре, литературе, точным наукам, уроки рисования... Я буду там жить
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять вложения