Темная комната http://darkroom-forum.ru/forum/ |
|
Эпоха регтайма (1900 -1918, США) http://darkroom-forum.ru/forum/viewtopic.php?f=29&t=3496 |
Страница 1 из 1 |
Автор: | Citron-El [ 28 июн 2014, 19:40 ] |
Заголовок сообщения: | Эпоха регтайма (1900 -1918, США) |
Регтайм Регтайм (ragtime) — жанр американской музыки, особенно популярный с 1900 по 1918 год. Это танцевальная форма, имеющая размер 2/4 или 4/4, в которой бас звучит на нечётных, а аккорды — на чётных долях такта, что придаёт звучанию типичный «маршевый» ритм; мелодическая линия сильно синкопированная. Многие регтаймовые композиции состоят из четырёх различных музыкальных тем. Регтайм считается одним из предшественников джаза. Джаз унаследовал от регтайма ритмическую остроту, создаваемую несовпадением ритмически свободной, как бы «разорванной» мелодии. Некоторое время после Первой мировой войны регтайм вновь был моден как салонный танец. От него произошли и другие танцы, в том числе и фокстрот. Своеобразие ритма этой формы очень широко используется в профессиональной музыке — сочинения А. Дворжака на американскую тему (симфония «Из Нового Света» и струнный «Американский квартет»), а также «Регтайм» (1918) И. Стравинского для одиннадцати инструментов. Происхождение слова «регтайм» до сих пор неясно. Возможно, оно происходит от англ. ragged time («разорванное время», то есть синкопированный ритм). История регтайма Рэгтайм, наряду с блюзом, является важнейшим источником, из которого возник джаз. Как популярная народная музыкальная форма, он получил известность в США примерно с 1870-х. Именно тогда уже менестрели исполняли афроамериканский танец кейкуок под аккомпанемент банджо, гитары или мандолины с характерными для регтайма ритмическими «фишками»: синкопированным ритмом и краткими неожиданными паузами на сильных долях такта. Эти особенности стали своего рода «стволовыми клетками» зарождающегося нового интерпретационного стиля, так не похожего на традиционную европейскую технику, культивировавшуюся в музыкальных салонах того времени не только Старого, но и Нового Света. Выступления менестрельных групп, совершавших регулярные турне по всей стране, сыграли важную роль в популяризации характерных для регтайма музыкальных приёмов, получивших вскоре широкое распространение в набирающем силу шоу-бизнесе США. Формирование рэгтайма как самостоятельного музыкального жанра происходило в тесной взаимосвязи афроамериканского музыкального фольклора, преимущественно в области специфических особенностей ритмики кейкуока, и важнейшими элементами европейской музыкальной культуры: композиционной техникой, западными приёмами гармонизации, общей структурой, близкой к танцевальным сюитам XVII—XVIII веков. Родиной рэгтайма считается Средний Запад США, где активно работало большинство его главных творцов. Возникновение рэгтайма как самостоятельного музыкального течения обычно связывают с датой первого изданного рэга. В 1895 году Бен Харней издал в Луисвилле регтайм-пьесу собственного сочинения, называвшуюся «You’ve Been a Good Old Wagon». Благодаря ему уже через год регтайм стал очень популярным в Нью-Йорке. В январе 1897 года издаётся инструментальная регтайм-пьеса «Mississippi Rag» Уильяма Крелла. Однако негритянский инструментальный регтайм пробился на прилавки издателей только в конце 1897 года с композицийе Тома Терпина «Harlem Rag». И наконец после издания маршей и вальсов собственного сочинения, в 1899 издал сборник своих регтаймов, называвшийся «Original Rags», и Скотт Джоплин, ставший самым знаменитым из мастеров этого жанра. Несмотря на то, что вначале больше и чаще публиковались произведения белых регтайм-композиторов, чернокожие музыканты играли регтайм задолго до выступлений знаменитого оркестра Крелла и зарабатывали достаточно денег на чаевых, чтобы хорошо жить. Даже когда издатели начали принимать для публикации их живые, синкопированные пьесы, многие из чёрных композиторов редко продавали свои произведения, имея небольшую потребность в деньгах сверх чаевых, которые они получали на представлениях в барах или на эстраде. Широкую популярность регтайм получил как исключительно фортепианный жанр. Однако не исключено, что в архаическом виде он существовал и как оркестровая форма. В пользу данного предположения говорит тот факт, что среди многочисленных духовых оркестров Нового Орлена существовала заметная группа так называемых регтайм-бэндов, являвшихся, по сути, теми же джаз-бэндами, в репертуаре которых основное место занимали инструментальные пьесы, исполнявшиеся в стиле регтайма. Началу нотных публикаций предшествовал период бесконечных вечерних сессий, когда пианисты и оркестры играли реги за закрытыми дверьми — в частных домах или в барах после закрытия — где часто звучала самая сложная и неистовая музыка, исполнявшаяся просто для личного удовольствия артистов. Как обычно происходит с музыкой, особенно полюбившейся публике, рэгтайм вышел за рамки своей первоначальной профессиональной сферы и породил ответвления, утратившие чистоту стиля, свойственную его «классическим» образцам. Мальчики-чистильщики сапог бренчали в промежутках между основным занятием на банджо и гитарах, воспроизводя мотивы и ритмы, неотделимые от регтайма. Посетители парикмахерских, коротая время в очереди к своему мастеру, тоже играли на банджо или гитаре, создавая невольно особую разновидность бытовой афро-американской музыки. Термин «парикмахерская гармония» даже вошел в музыковедческий лексикон. Духовые оркестры включали регтаймы в свой репертуар, придавая этому фортепианному жанру тяжеловесное «медное» звучание. Водевильные труппы приспосабливали его к своим инструментовкам. Композиторы-песенники стали выпускать вокальные произведения, основанные на ритмах и мелодиях регтайма. Разные «вольные» направления, в том числе оркестровые, дополнительно усиливали воздействие нового строя музыкального мышления на массовую психологию. Когда в начале ХХ века мир отметил рождение американской музыки, регтайм стал её первой художественной «школой». Как любой другой музыкальный стиль, регтайм имел свои корни во многих предшествующих областях музыки. Но даже после того, как регтайм развился в узнаваемый стиль, издатели очень часто опасаясь синкопированных ритмов, боялись продавать подобные произведения, следуя итальянскому значению синкопы, (alla zoppa) (прихрамывание), а не английскому разговорному «движущиеся ноты». Но несмотря на это, синкопированные ноты привели к настолько неистовому росту продаж музыкальной продукции рэгтайма, что издатели, чтобы поощрить продажу, стали маркировать этим названием даже несинкопированную музыку. Музыкальные корни рэгтайма привязаны к жизни тростниковых плантаций. Одной из популярных форм развлечения там был кейкуок. Кэйкуок имеет свою типично американскую историю, идущую еще из времен рабства, когда по праздникам на плантациях хозяева устраивали для своих рабов развлечения. Разодетые в костюмы слуг чернокожие пары соревновались между собой в исполнении особых движений, напоминавших услужливого, согнувшегося в три погибели, но неловкого лакея, подающего хозяевам пирог. Это должно было выглядеть как пародия на самих себя. Победители получали в подарок праздничный пирог. Элементы этих движений позднее перешли в городской бытовой танец «кэйкуок» («проход с пирогом»), который означал многое и для развития более поздних эстрадных танцев. А музыкальной основой для негослужил ранний регтайм. От кейкуока в конечном счете вёл путь к водевилю и, далее в Европу. В последние годы XIX столетия кейкуок, отделившийся от менестрельной эстрады, стал властной модой и с Американского континента перекочевал в Старый Свет, распространившись в виде салонного танца в Европе с новым для неё полиритмическим мышлением. Непосредственно в хореографии кейкуок так же наметил новые пути. Распорядитель: Остановись, Колонел! Ты не можешь проделывать эти грязные "Мишка-гризли" штучки с этой добропорядочной леди! Он дал жизнь ряду танцев, вытеснивших из культурного обихода польку, кадриль, контраданс и другие популярные до него танцы в европейской среде. Эти танцы — гриззли-бэр (Grizzli Bear), банни-хаг (Bunny Hug), тексас томми (Texas Tommy), тарки-трот (Turkey Trot) и др. отличались особой двухдольностью, неотделимой от кейкуока, и его характерным эффектом «качания». Их эволюция завершилась всем известными тустепом (two step) и фокстротом (foxtrot), завоевавшим широчайшую популярность во всем мире и сохранявшимся в бытовом танцевальном репертуаре на протяжении многих лет. Первоначальный же период их расцвета совпадает по времени с кульминацией популярности рэгтайма и началом «джазовой эпохи». В годы, предшествовавшие публикациям регтайм, к миру белого искусства пробивалась и другая форма развлечения, являвшаяся продуктом негритянской культуры: coon songs. Словом coon (енот) в то время пренебрежительно называли чернокожих. В музыкальном смысле coon songs — это особая, напористая и хрипловатая манера пения, которая перешла в дальнейшем к блюзовым и джазовым вокалистам. Эти темпераментные песни сопровождались возгласами и криками, настолько интенсивными и творческими, насколько это было возможно. Подобно соревнованиям в кейкуоке, исполнители coon songs также соревновались, но только в силе крика. Ритмы, которые были частью музыкального наследия, принесенного из Африки, присутствовали в кейкуоке, coon songs, и музыке «jig bands». В конечном счете этот симбиоз и превратился в регтайм. Музыка, оживляемая контапунктными ритмами, обычными для африканских танцев, была яркой, восторженной, часто импровизационной. (Урок кекуока. Французская открытка) Скотт Джоплин и другие чернокожие сочинители рэгтаймов были знакомы с этим музыкальным наследием, но кроме этого в годы учёбы они получили знания из области музыкальной теории и познакомились с европейской и американской музыкальной классикой от Иоганна Себастьяна Баха и до Готшалка. Это ознаменовало следующую ветвь слияния африканских элементов с регтаймом, поскольку Готтшалк включал африканские, карибские и креольские ритмы и мелодии во многие из своих работ. Многие из коллег Джоплина мечтали о том, что афро-американский музыкальный язык со временем сравнится в своём величии с лучшими образцами европейского музыкального наследия. Скотт Джоплин даже пробовал себя в опере, сочинённой в регтаймовом стиле. Одним из основоположников концертного, или «классического», регтайма считается негритянский композитор и пианист Том Тэрпин, который одним из первых оригинально объединил менестрельный кейкуок, деревенскую польку, городскую кадриль и аристократический менуэт. В его произведениях европейские конструктивисткие принципы удачно «подогревались» вулканическим жаром африканской ритмической энергии. По словам известного российского исследователя и пропагандиста джаза, Леонида Переверзева, «Тэрпин придал регтайму классически строгую форму из четырёх различных, часто контрастирующих по рисунку и настроению частей, логически сочетающихся друг с другом и образующих законченное композоционное целое». Принципы, заложенные Тэрпином в построение классической формы регтаймовых пьес, были развиты и наиболее творчески применены на практике в творчестве Скотта Джоплина, наиболее трагической, но в то же время самой отважной фигуры в истории регтайма. Музыкальный фон Скотта Джоплина направлял его на развитие регтайма до статуса классической музыки, которую уважали бы в той же степени, что и классику европейского стиля, знакомую ему с детских лет. Подобно Иоганну Штраусу и Джону Филиппу Соузу, Скотт Джоплин внёс в популярный стиль свою культуру и формальную структуру, в пределах которой композитор смог создавать то, что в дальнейшем получило известность в качестве классического регтайм-фортепиано. Эта форма состояла из блока четырёх 16-тактных секций AA BB A CC DD, комбинирующих синкопированную мелодию с устойчивым, даже бинарным ритмическим (также называвшимся «boom-chick») сопровождением. Музыкальный издатель Джон Старк, публиковавший произведения Джоплина, был большим сторонником этой формы и иногда сочинял свои собственные реги. Классическое регтайм-фортепиано (то есть регтайм уровня классической музыки) занимало основное место в его музыкальной печатной продукции. Позже к композиторам компании «Stark and Son» (Старк и сын) примкнули Джеймс Скотт, Джозеф Лэм и Арти Мэттьюз. Как и все большие художники, Джоплин не ограничивал себя только вышеназванной предпочтительной художественной формой. И до появления регтайма, и после Джоплин сочинял марши и вальсы, включая синкопированный вальс Bethena (1906). Знаменитый рэгтайм-пианист Юби Блэйк об этих композициях говорил следующее: «Практически любая синкопированная мелодия, — это регтайм. Мне не важно, является ли эта мелодия „Венгерской рапсодией“ Листа или „Вальсом цветов“ Чайковского (моего любимого композитора)». Это было, конечно, упрощением, и правда состояла в том, что регтайм — это больше, чем синкопа, но в то же время некоторые, очень хорошие рэгтаймы, не имеют классической формы. Влияние регтайма на музыку состоит в частичном наличии его характерных признаков в других жанрах. Классические композиторы Чарльз Ивес (Charles Ives), Игорь Стравинскаий и Дариус Мийо (Darius Milhaud) были очень заинтригованы возможностями, которые открывал регтайм для выражения новых музыкальных идей. Классический рэгтайм потерял популярность в 1917 году, когда умер Скотт Джоплин, но сама музыка регтайма не умерла. Джозефу Лэму в период недолгого ренессанса регтайма в конце 1950-х удалось издать множество сольных фортепианных регтайм-пьес и песен. Фильм «Конферансье» (The Entertainer) повторно пробудил любовь Америки к регтайму, как и саундтрек кинофильма «Жало» (The Sting) в 1973 году. Постепенно, по мере проникновения элементов рэгтайма в мелодии и аккомпанемент музыкальных пьес, он начал своё перерождение в джаз. Поскольку классический рэгтайм предназначался для исполнения по заранее написанным нотам, его представители также в большей степени стремились к импровизации. Связующим звеном между регтаймом и джазом стало творчество Джелли Ролл Мортона, который, признавая формальную структурированность регтайма, смог придать ему больше свободы, особенно в басовой линии. Это привело к появлению особой фортепианной техники, получившей известность как stomp piano («топающее фортепиано»). Развитию регтайма по пути слияния с джазом помогли и другие пионеры фортепианного джаза. Так, Чарльз Давенпорт (Charles (Cow-Cow) Davenport), который одним из первых ввёл в обиход стиль буги-вуги, обучался регтайму, но сделал также записи многих блюзовых композиций. Джеймс П. Джонсон (James P. Johnson) способствовал продвижению регтайма к джазу и блюзу, создав стиль stride piano (шагающее фортепиано). Иные обстоятельства привели Эрла Хайнса и Тэдди Витэрфорда (Teddy Weatherford) к созданию стиля trumpet-piano, а Дюка Эллингтона к его примечательному свинговому стилю. История регтайма на этом не заканчивается (смотрите например Терра Верде). Красота, энтузиазм и даже частое напоминание качеств регтайма зафиксированы как в печати, так и в звуковых записях, так что, если мы даже будем столь глупы, что забудем это искусство, будущие поколения смогут открыть его вновь, и это непременно повлияет на музыку еще одного поколения. Афроамериканский танец Кейкуок в 1903 году (съёмка в замедленном темпе): Один из бальных вариантов танца Кейкуок Танец Grizzly Bear Танец Turkey Trot Танец Bunny Hug Даты в развитии рэгтайма Отсюда |
Автор: | Citron-El [ 28 июн 2014, 20:31 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Регтайм (1900 -1918, США) |
Плакаты, фотографии, изображения по теме "Регтайм": |
Автор: | Citron-El [ 28 июн 2014, 20:49 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Регтайм (1900 -1918, США) |
На последней Скотт Джоплин, а первые три - известная пара танцоров Вернон и Ирена Касл (Vernon & Irene Castles) |
Автор: | Citron-El [ 28 июн 2014, 21:02 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Регтайм (1900 -1918, США) |
Автор: | Yulichka [ 29 июн 2014, 05:43 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Регтайм (1900 -1918, США) |
Citron-El, отличная статья! А сколько ты интересных плакатов нарша |
Автор: | Ромашка [ 29 июн 2014, 17:21 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Регтайм (1900 -1918, США) |
Я загляделась и заслушалась. |
Автор: | Citron-El [ 29 июн 2014, 18:20 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Регтайм (1900 -1918, США) |
Ромашка Наш с Юлей общий труд |
Автор: | Citron-El [ 01 июл 2014, 12:34 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Эпоха регтайма (1900 -1918, США) |
Путешествие во времени. Еще одна статья, посвященная истории регтайма. Регтайм дал джазу и впоследствии рок-музыке такой существенный элемент, как синкопирование, который исполнители регтаймов сочетали с энергичным "прыгающим" аккомпанементом-метрономом (исполняемым левой рукой на пианино). Звучало это примерно как "ум-па, ум-па, ум-па, ум-па". Нехитрые фокусы синкопирующих пианистов - нарочитые сбои, насмешливые спотыкания и дерзкие разрывы в плавном течении мелодического времени - ужасно интриговали аудиторию, дотоле ни с чем похожим не сталкивавшуюся. Правда, нечто подобное ранее можно было встретить в спектаклях негритянских менестрел-шоу. Но посещать их доводилось далеко не всем, и сами зрители при этом не танцевали. Массовое же увлечение регтаймом было связано с танцем кэйкуок (cakewalk), возникшим еще во времена менестрел-шоу и ставшим на рубеже веков очень модным танцем, исполняемым под аккомпанемент регтаймовых пианистов. Пожалуй, именно благодаря регтайму и танцам, пришедшим вместе с ним, впервые в истории развлекательной музыки возникает такое явление массового характера, как "танцевальная лихорадка". В данном случае это имело место в Америке после 1910 г. Найти первооснову регтайма так же нелегко, как и проследить становление блюза. Так считают и Д.Л.Коллиер, и другие исследователи джаза. По свидетельству очевидцев, так называемые рег-фигуры можно было обнаружить еще в середине прошлого века в исполнении отдельных пианистов, чьи имена давно забыты. Но наша задача - более скромная. Мы лишь изложим свой вариант периодизации этого жанра с момента, когда он, образно говоря, стал осязаемым. Начало "эпохи рока" мы связываем со стартовой деятельностью ее флагманов, каковыми несомненно являлись BEATLES. По аналогии мы обратимся к биографии Скотта Джоплина (Scott Joplin), хотя и не являвшегося первым исполнителем регтаймов, но, тем не менее, признанного самым выдающимся представителем жанра. Scott Joplin Итак, 1885 год (год ПЕТУХА, напоминаем, согласно теории структурного гороскопа - год принятия решений, формулирования тенденции, начала реализации) - год приезда С.Джоплина в Сент-Луис, один из музыкальных центров тех лет, ставший его постоянным местом жительства на последующие два десятилетия. Эту дату можно рассматривать, как исходную в первой 12-летке. На протяжении этого периода Джоплин дает концерты в Сент-Луисе и его окрестностях, отвечая на все поступающие приглашения, и постепенно завоевывает репутацию одного из ведущих пианистов своего стиля на всем Среднем и Южном Западе. Другим подтверждением правильности выбора этой даты можно расценивать мнение исследователей, изложенное в работе В.Конена "Рождение джаза", согласно которому более или менее откристаллизованные регтаймы возникли где-то в середине 80-х гг. прошлого столетия. Начало второй 12-летки соответственно приходится на следующий год ПЕТУХА - 1897-й. Нам известно, что в это время Джоплин почти в 30-летнем возрасте поступает в негритянский колледж Джорджа Смита, где читался серьезный курс по теории музыки. Примерно тогда же он начинает сам сочинять музыку. Еще один факт - выход в свет в 1897 г. книги другого видного представителя стиля Бена Харни (Ben Harny) "Регтайм-инструктор". Ben Harny Харни, белый пианист из Кентукки, своими концертами убедил аудиторию, что регтайм, дотоле бытовавший только в дансингах, способен также стать и концертным жанром. В своей книге пианист утверждает, что регтайм есть не особый вид музыки, но особый способ ее исполнения: речь шла о прыгающем аккомпанементе и синкопировании, позволявшем "разорвать" любую мелодию, будь то народная песня или классическая ария, что вскоре и сделалось обычной практикой коммерческих нотных издательств. И, наконец, приводим цитату из работы Д.Л.Коллиера: "К 1897 году страну охватило увлечение регтаймом. Это было сущее безумие, одно из многих, которые Америка пережила в связи с популяризацией разных форм негритянской музыки. Подобно джазовой лихорадке 20-х гг., свинговому буму 30-х и бешеной моде на соул 60-х увлечение регтаймом было связано с танцем; танцем этим был кэйкуок". Третья 12-летка. С некоторой натяжкой, но оставаясь верными своему методу, мы обозначим ее границы периодом с 1909 по 1921 год. Яркими датами мы не располагаем, но отметим лишь общую тенденцию. Скотт Джоплин в 1909 г. опубликовал всего пять регтаймов. Будучи буквально одержимым идеей поднять регтайм до уровня жанра композиторской музыки, он самозабвенно работает над совершенствованием формы, пытаясь придать ей строгость европейской традиции, с одной стороны, а с другой - расширить диапазон жанра, используя крупные музыкальные формы, как-то: регтайм-балет, регтайм-опера. Но на этом пути Джоплина, как и ряда его негритянских коллег-композиторов, ожидали неудачи ввиду все-таки объективной ограниченности исходных эстетических предпосылок жанра, во-первых, и ввиду надвигающегося тотального интереса к новой моде, каковой явились впоследствии блюз и джаз, во-вторых. Неудачи отчасти сломили самого Джоплина, и момент его смерти (1917 г.) совпадает с фактическим закатом регтайма. Тем не менее, регтайм по инерции еще имел несколько лет достаточную аудиторию и окончательно отошел на периферию популярной музыки лишь к началу 20-х гг. Что касается развлекательной ипостаси регтайма, то, по утверждению того же Коллиера, благодаря усилиям белых музыкантов, быстро освоивших регтайм, последний доминировал в популярной музыке вплоть до 1915 г., и эта мода перекинулась и на Европу. Таким образом, периодизация регтайма как уже жизнеспособного жанра представляет на наш взгляд законченный 36-летний цикл, состоящий из 3-х фаз (нулевой или эмбриональный период и здесь, и впоследствии - надо расценивать буквально, как то, что было до рождения). Эмбриональный период: середина XIX в. до 1885 г. Формирование жанра под влиянием некоторых архаических разновидностей негритянской инструментальной музыки, а также менестрельных песен (кун-сонг) и танца (кэйкуок). В значительной степени сказалось при этом и воздействие европейской классической музыки. Становление: 1885-1897 гг. Период становления классического регтайма. Сформировавшийся жанр накапливает потенциал, обрастает поклонниками, постепенно, по нарастающей завоевы-вая аудиторию. Эпоха регтайма: 1897-1909 гг. Или классический период. Признан как ведущий из музыкально-развлекательных жанров. Ужасно модная новинка на пороге XX века. Усилиями энтузиастов (в основном белых музыкантов) расширяются границы жанра. Возникновение концертного регтайма. Затухание: 1909-1921 гг. На фоне танцевальной лихорадки 10-х гг. столетия, оставаясь в моде первую половину периода, регтайм до предела вульгаризуется коммерческими подражателями и постепенно перестает привлекать симпатии массовой публики. С другой стороны - попытки придать ему черты серьезного жанра натыкаются на препятствия объективного характера к концу 12-летки. Становится очевидным окончательное исчерпание художественных ресурсов жанра. Некоторые комментаторы социально-исторических явлений употребляют в своих выражениях для образности такие слова и понятия, как "смерть", "умер" ("регтайм умер", "рок умер" и пр.). Но истинные мудрецы (тот же М.В. Ломоносов) знают, что ничего в природе не умирает, точнее "не исчезает бесследно". То же можно сказать и о регтайме. Эту музыку продолжали играть и слушать и после 20-го г., и гораздо позже. Но в жизни происходит так, что возникшие новые явления - в данном случае блюз и джаз - подминают, вытесняют, становятся модными, и внимание публики переключается уже на них. Что касается "умершего" жанра, то он становится либо камерным, либо немодным, оставаясь интересным, тем не менее, уже для ограниченного круга индивидуумов и теряя элемент массовости. С другой стороны, почти всякое вышедшее из моды течение имеет свойство реинкарнировать и даже вновь становиться предметом массового увлечения на каком-то этапе, возможно, в несколько модифицированном виде. С регтаймом это имело место в начале 70-х гг. По нашей же теории такие витки возрождения имеют цикличность, укладывающуюся в двенадцатиричную прогнозируемую систему. Сравните: бум регтайма приходится на начало второй 12-летки, то есть начинается где-то с 1897-98 гг. и потом - примерно через 72 года (то есть два Зб-летних цикла). По свидетельству Коллиера регтайм переживал свою вторую молодость в США в начале 70-х гг. Это пример прямой реинкарнации. Другая любопытная параллель: подобно тому, как в 1900-е гг. наниматели, принимавшие на работу музыкантов в увеселительные заведения, ставили обязательным условием иметь в репертуаре регтаймы, - в 60-е гг. таким же непременным требованием выставлялось работодателями умение исполнять рок-н-роллы. (Цикличность примерно в 60 лет.) Более конкретная параллель: слово "регтайм" впервые упоминается (и в дальнейшем обретает жизнь) в 1893 г. неким Фредом Стоуном (Fred Stone), малоизвестным композитором из Детройта. Примерно через 60 лет укореняется понятие "рок-н-ролл" с легкой руки американского диск-жокея Алана Фрида (Alan Freed). Любопытно то, что король рок-н-ролла Э.Пресли (Elvis Presley) умер ровно через 60 лет в год ЗМЕИ (1977 г.) после С.Джоплина - главного регтаймиста (1917 г.). (Алан Фрид, кстати, умер тоже в год ЗМЕИ - в 1965 г.) А если верить знающим людям, регтайм по силе воздействия на эмоции широких масс в свое время был вполне сопоставим с рок-н-роллом и его эпохой. И еще несколько слов о жанре в порядке резюме. Говоря об эпохе регтайма и его подвижниках, можно отметить то, что в анналы музыкального искусства представителями негритянской культуры была внесена, пожалуй, первая весомая заявка, давшая импульс для развития всей весьма специфической музыкальной культуры XX в. Искусство регтайма создавалось прямыми потомками первого поколения американских негров, получивших свободу в результате победы северян в Гражданской войне. Первый серьезный опыт синтеза двух ранее не пересекавшихся культур, европейской и африканской, дал в итоге интереснейший гибрид, воплотившийся в форме регтайма. Но несмотря на видимое фольклорно-негритянское происхождение, последний, вместе с тем, воплощал в себе безоговорочный рационализм, конструктивность, композиционную завершенность, в гораздо большей степени "учено-европейскую", - нежели "народную" и африканскую. источник |
Автор: | Anuta [ 22 июл 2014, 07:01 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Эпоха регтайма (1900 -1918, США) |
Сцена из фильма про Скотта Джоплина. Фортепианная дуэль. |
Автор: | Anuta [ 22 июл 2014, 08:36 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Эпоха регтайма (1900 -1918, США) |
Реги и синкопы... Истоки регтайма связаны с попытками американских негров XVIII и XIX столетий имитировать те перекрестные ритмы, которые лежали в основе африканской музыки. Как мы уже видели, следующая ритмическая фигура довольно часто встречается в музыкальном фольклоре американских негров. Эта же фигура присутствует во всей западноафриканской музыке, она лежит в основе ритмики регтайма и является традиционной для джаза. В популярной музыке она впервые появляется в 1843 году в песне «Old Dan Tucker», и каждый американец узнает ее по первым трем нотам песни «Turkey in the Straw». Фактически это разновидность формулы «3 на 2», столь существенной в западноафриканской ритмике. В европейской практике каждый звук этой ритмической формулы приходится точно на одну из основных метрических долей. Африканцы, с их более тонким, чем у европейцев, чувством ритма, не всегда исполняют эти звуки одинаково. Именно с этим мы и сталкиваемся в данном случае: фигура из трех нот в двухдольном (или четырехдольном) размере исполняется так, что средняя нота звучит в два раза дольше, чем первая и третья. Белые музыканты и негры, воспитанные в европейской музыкальной традиции, пользуясь привычными понятиями, принимали рeгинг за синкопирование. Термин синкопирование применяется к отдельным звукам или ритмическим фигурам, которые начинаются между долями или же построены так, что их главные тоны приходятся на промежутки между долями. В короткой формуле, о которой шла речь, хотя последняя нота фигуры и начинается на второй половине доли, синкопирование воспринимается нами на средней ноте, между ритмическими акцентами. Синкопирование часто встречается в произведениях классической музыки: синкопами, например, изобилует «Искусство фуги» И. С. Баха. Читатель может ощутить синкопирование при ходьбе, делая между каждым шагом хлопок в ладоши. Но синкопирование — это прием европейский, а не африканский. То, что европейские музыканты считали синкопированием, на самом деле было перекрестным ритмом. Тоны воспроизводились не точно между ритмическими акцентами, а чуть раньше или же чуть позже. Общий эффект состоял в том, что мелодия как бы сдвигалась относительно тактовой схемы и метра и развертывалась независимо от них. Статья целиком (отрывки из нее уже неоднократно цитировались выше) |
Страница 1 из 1 | Часовой пояс: UTC |
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group http://www.phpbb.com/ |