Темная комната http://darkroom-forum.ru/forum/ |
|
Теодор Драйзер (обсуждение) http://darkroom-forum.ru/forum/viewtopic.php?f=27&t=913 |
Страница 1 из 1 |
Автор: | Citron-El [ 16 май 2013, 11:43 ] |
Заголовок сообщения: | Теодор Драйзер (обсуждение) |
Карточка путешественника (Citron-el, Afina, anuta) Автор: Теодор Драйзер (1871 — 1945 года) Время и место событий: Америка конца 19-ого, начала 20-века Общие сведения: Статья о творчестве Мне посоветовали почитать Драйзера, как только я заинтересовалась Америкой начала 20-ого века. Пока наиболее интересным для меня остается роман "Гений" ( герои-мужчины у этого автора вообще интереснее женщин, по-моему) Несмотря на то, что Драйзеру свойственно использовать центральных персонажей для обличения пороков общества, а капитализм, как объект критики, вообще особое место в его произведениях занимает, психология главного героя, его жизнь, мотивы, поступки - все рассматривает очень скрупулезно и тщательно, так что в итоге получается специфический портрет человека ТОГО ВРЕМЕНИ с его особым мышлением и проблемами. На мой вкус, местами автор даже чересчур скрупулезен в натуралистических описаниях и последовательном изложении мотивов героев. Отсюда складывается впечатление, что герои не живут, а своей жизнью доказывают или опровергают какие-то теории. И когда в теориях этих возникают слабые места автор начинает путаться в системе доказательств, погружая героев в состояние неопределенности и смятения ( при чтении у меня это сказывалось ощущением муторности) Хотя первые два романа, которые я прочитала, относятся к раннему периоду творчества ("Сестра Керри" и "Дженни Герхардт"), и как раз в более позднем "Гении" изложение показалось мне более четким и уверенным, а голос автора менее назидательным и более справедливым. Общее впечатление после прочтения: Драйзер интересен, как критик, но справедливость у него, как правило, горькая. Его старания направлены на то, чтобы максимально полно воссоздать картину мира, в который он интегрирует героев, но его субъективный взгляд на этот мир и отношение к нему оказывают слишком большое влияние на построение сюжета, отчего у героев, разных по положению и воспитанию мужчин и женщин, то и дело проскальзывают общие черты. Это видно как раз в те моменты, когда автор ставит перед героями проблемы: наивность героини одной книги до боли напоминает бесхребетность героя другой. |
Автор: | Afina [ 17 май 2013, 07:08 ] |
Заголовок сообщения: | Re: творчество Теодора Драйзера (обсуждение) |
О романе "Дженни Герхардт"... Аннотация такая: "Дженни Герхардт" - одна из прекраснейших историй о любви. Критики называли ее "лучшим американским романом, который когда-либо читали". Печальная любовь романтичной Дженни и богача Лестера Кейна потрясла современников и будет трогать сердца читателей во все времена. Ну не воспринимаю я эту книгу как историю любви. Этакий срез общества - это да, а любовь... Ну вроде и присутствует она там, но как-то так сбоку, что ли |
Автор: | Citron-El [ 17 май 2013, 08:02 ] |
Заголовок сообщения: | Re: творчество Теодора Драйзера (обсуждение) |
А еще автор- резонер :) Afina, ты заметила, что он сам зачастую дает оценку качеств и поведения героев? Вот, что меня местами очень раздражало это авторский взгляд на ситуацию, всплывающий в форме какого-нибудь моралистического заключения. Мол, он поступил плохо, но в чем его вина, если наше общество такое испорченное, а космические силы равнодушны? |
Автор: | Afina [ 17 май 2013, 08:29 ] |
Заголовок сообщения: | Re: творчество Теодора Драйзера (обсуждение) |
Citron-El писал(а): Мол, он поступил плохо, но в чем его вина, если наше общество такое испорченное, а космические силы равнодушны? О, да! есть такое. Особенно, для меня, это было заметно в "Американской трагедии", так знаете ли, можно кого угодно оправдать. При таком подходе мы что же все должны быть преступниками, потому что общество видети ли такое? А как же личные качества человека? А свобода выбора? Ответственность за свои поступки? Не совсем по теме. |
Автор: | Citron-El [ 17 май 2013, 08:55 ] |
Заголовок сообщения: | Re: творчество Теодора Драйзера (обсуждение) |
Afina В "Гении" меня заинтересовал не столько сам герой, сколько автор, его оправдывающий и критикующий. Как в последствии выяснилось, не зря. Роман полу-автобиографический, то есть Драйзер на собственном опыте переживал те конфликты, о которых он так много рассуждает. У него там, кстати, знакомая нам больная история: долг велит жениться на нелюбимой. |
Автор: | Citron-El [ 17 май 2013, 09:07 ] |
Заголовок сообщения: | Re: творчество Теодора Драйзера (обсуждение) |
Afina писал(а): При таком подходе мы что же все должны быть преступниками, потому что общество видети ли такое? А как же личные качества человека? А свобода выбора? Ответственность за свои поступки? И вот, как оценивать такой подход, если автор сам себя пытается оправдать? У Драйзера зачастую природа "виновата" ( "Происхождение видов" было опубликовано в 1859 году и в дальнейшем эволюционная теория набирала обороты, просачиваясь из научного мира в философию и социологию) Кто-то из героев, по-моему даже ссылается на статьи по теме. |
Автор: | Afina [ 17 май 2013, 09:12 ] |
Заголовок сообщения: | Re: творчество Теодора Драйзера (обсуждение) |
Citron-El "Гений" не читала. Citron-El писал(а): У него там, кстати, знакомая нам больная история: долг велит жениться на нелюбимой. Мне от С.Цвейга надо сначала отойти, прежде чем такое читать. Еще, хочу почитать "Сестра Керри", но все никак руки не доходят. |
Автор: | Afina [ 17 май 2013, 09:18 ] |
Заголовок сообщения: | Re: творчество Теодора Драйзера (обсуждение) |
Citron-El писал(а): И вот, как оценивать такой подход, если автор сам себя пытается оправдать? Имею право не согласится с автором Автор тоже человек и на события смотрит с высоты своего опыта. |
Автор: | Citron-El [ 17 май 2013, 09:25 ] |
Заголовок сообщения: | Re: творчество Теодора Драйзера (обсуждение) |
Afina писал(а): Мне от С.Цвейга надо сначала отойти, прежде чем такое читать. У Драйзера герой еще больший чудак на букву "м", насколько я могу судить из ваших с Леной обсуждений Цвейга. Такой... талантливый бабник, который вроде и хочет быть хорошим, но природа (которая сильнее его, ага) все время толкает на нехорошие поступки. Кстати, оправдания прелюбодеянию в романе до боли напомнили мне эльвендорковские рассуждения о любви, мол, это всё химия, слепая сила толкающая к продолжению рода, "проклятие" плоти и бла бла бла. Afina писал(а): Еще, хочу почитать "Сестра Керри", но все никак руки не доходят. Еще одна история о людях, раздражающих своей непоследовательностью... |
Автор: | Anuta [ 17 май 2013, 10:57 ] |
Заголовок сообщения: | Re: творчество Теодора Драйзера (обсуждение) |
Цитата: О, да! есть такое. Особенно, для меня, это было заметно в "Американской трагедии", так знаете ли, можно кого угодно оправдать. При таком подходе мы что же все должны быть преступниками, потому что общество видети ли такое? А как же личные качества человека? А свобода выбора? Ответственность за свои поступки? Не знаю, насколько это касается всех его произведений, но те, которые я читала, все об "Американской трагедии". И, кажется, она актуальна до сих пор, но уже не только в Америке, а распространяется по миру, подобно чуме. Герои Драйзера ее иллюстрируют. Низкую осознанность своей жизни и своих действий, практическое отсутствие какой бы то ни было рефлексии, культ карьеры, целей и желаний. О какой ответственности может идти речь, если человек не осознает своих поступков, а одержим целью добиться желаемого? Ответственность появляется потом, горькой пилюлей. И бедный Клайд до самой казни не может определиться, виновен ли он в преступлении, если намерение совершить убийство было, а сознательных действий не было, только бессознательные. На мой взгляд, Драйзер, как раз призывает к пробуждению сознания, к тому, чтобы все мы "не были преступниками", несмотря на то, что "общество такое". И героя своего он не оправдывает и не осуждает. Общество его осудило, сам он себя оправдал, а автор только описал все это как мог подробно. |
Автор: | Afina [ 17 май 2013, 12:19 ] |
Заголовок сообщения: | Re: творчество Теодора Драйзера (обсуждение) |
anuta Я довольно давно читала "Американскую трагедию", но впечатления осталось, что автор перекладывает вину на общество. anuta писал(а): И бедный Клайд до самой казни не может определиться, виновен ли он в преступлении, если намерение совершить убийство было, а сознательных действий не было, только бессознательные. Да он не убил осознанно, но планировал-то сознательно. |
Автор: | Anuta [ 17 май 2013, 13:16 ] |
Заголовок сообщения: | Re: творчество Теодора Драйзера (обсуждение) |
Afina писал(а): но впечатления осталось, что автор перекладывает вину на общество Он же обращается к обществу, к тому обществу, которое "порождает" и "выращивает" подобных героев, и к которому они принадлежат, и перекладывает не вину, а ответственность. Даже не перекладывает, а призывает разделить ответственность. У него каждая личная история - это срез и отражение общественной жизни (как уже заметила Ира). А болезнь общества как раз в том, что каждый из его членов своей ответственности в происходящем не чувствует, а если чувствует, то спешит от этого чувства отмахнуться. Даже мать не может принять на себя ответственности за сына. Она либо оправдывает его либо должна осудить, и это для нее невыносимо. А признать, что сама в чем-то была не права, и пересмотреть свои убеждения у нее не получается. Если материнская любовь у Драйзера оказалась эгоистична, что уж говорить о внимании общества к своим членам, к самим себе, по сути. Afina писал(а): Да он не убил осознанно, но планировал-то сознательно да, и поэтому даже священник, услышав все это, не смог его оправдать, а сомневался, сомневался... Преднамеренным называется убийство, которое запланировано и совершено сознательно. За бессознательные же действия никто ответственности не несет. Они как бы сами собой происходят. |
Автор: | Afina [ 17 май 2013, 13:46 ] |
Заголовок сообщения: | Re: творчество Теодора Драйзера (обсуждение) |
anuta Убедительно. *Пошла думать дальше.* |
Автор: | Citron-El [ 17 май 2013, 14:21 ] |
Заголовок сообщения: | Re: творчество Теодора Драйзера (обсуждение) |
У меня есть привычка начинать с ранних произведений, а потом уже переходить к известным, поэтому "Американская трагедия" только в планах. anuta писал(а): Не знаю, насколько это касается всех его произведений Вот, и я тоже не знаю. Может, как раз в процессе написания ранних романов автор свое мастерство оттачивал, и взгляды его формировались (отсюда неустойчивость позиции) Но по итогам прочитанного ну, никак не могу слово "призыв" использовать, говоря о творчестве этого автора. Мне кажется, что осознанность делает его героев еще более несчастными, чем её отсутствие. Пороки что человеческие, что общественные у Драйзера разобраны очень тщательно, но что с ним делать, если источник зла в самой человеческой природе? в общем, автор-пессимист :Р Точно знает, чего следует избегать, но слабо себе представляет, к чему стремиться. Цитата: Драйзер практически одновременно вступил в ряды коммунистической партии США и в члены квакерской общины. Он был наивным мыслителем, и политические пристрастия его были нечетки. Характеристика близка к моим ощущениям. Драйзер хороший критик - талантливый, наблюдательный, добросовестный, стремящийся одновременно и к честности, к и человечности. Но как мыслитель он действительно наивен и - вот, не могу я от этого ощущения избавиться, - субъективен в оценках (пристрастен) |
Автор: | Anuta [ 17 май 2013, 16:05 ] |
Заголовок сообщения: | Re: творчество Теодора Драйзера (обсуждение) |
Надо почитать ранние его произведения. )) Мне показалось, что источник зла у него не столько в человеческой природе, сколько в заблуждениях эпохи, которые, как известно, в каждом веке свои. Он не предлагает решения проблемы, это точно, и даже не рассуждает, как ее решать, просто ставит перед фактом, что она есть. Хотя в "Трилогии желаний" есть у него женский персонаж, который после честолюбивой влюбленности и смерти любимого человека, едет за смыслом жизни в Индию и насмотревшись на бедствия народа, возвращается домой, основывает больницу и работает в ней сестрой милосердия и, если мне не изменяет память, счастлива в этом своем деле. Про пристрастность судить не могу. Эмоций самого автора в повествовании много. И бессилие что-то изменить тоже читается. Может, он просто не нашел однозначного пути, поэтому и метался по жизни, как общественный деятель? |
Автор: | Citron-El [ 17 май 2013, 16:39 ] |
Заголовок сообщения: | Re: творчество Теодора Драйзера (обсуждение) |
anuta У Драйзера еще эссе и рассказы есть неплохие. Я помню, что начинала читать "12 мужчин" и "Галерею женщин" - это сборники. Вот там фигурировали герои, списанные с реальных людей, которые мне были очень даже симпатичны, и несмотря на то, что рассказы короткие, мыслей интересных можно много почерпнуть. Вот. Я вывела для себя, что Драйзер, наверное, талантливее, как журналист, потому из него такой хороший "иллюстратор". Как драматург он менее силен - ну, по тем романам сужу, которые читала. anuta писал(а): Не знаю, насколько это касается всех его произведений, но те, которые я читала, все об "Американской трагедии". И, кажется, она актуальна до сих пор, но уже не только в Америке, а распространяется по миру, подобно чуме. Эта мысль мне тоже очень близка... Надо её развить :) |
Автор: | Afina [ 05 апр 2015, 13:59 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Теодор Драйзер (обсуждение) |
Прочитала я наконец "Сестра Керри". Для себя решила, что вряд ли буду еще что-нибудь читать у этого автора, уж очень тяжелые у него произведения. Да, написано талантливо, но какое же гнетущее впечатление остается(((( Если попытать охарактеризовать книгу в двух словах, то я бы сказала, что книга о людях которые не умели управлять своими желаниями, поэтому желания управляли ими. Дальше спойлеры! |
Страница 1 из 1 | Часовой пояс: UTC |
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group http://www.phpbb.com/ |