-->
* Вход   * Регистрация * FAQ    * Поиск
Текущее время: 28 мар 2024, 19:25

Часовой пояс: UTC


cellspacing=/div
Теодор Драйзер (обсуждение)
Модераторы: Citron-El, Матрена Филипповна, Malena, Afina
Начать новую тему Ответить на тему
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Теодор Драйзер (обсуждение)
СообщениеДобавлено: 16 май 2013, 11:43 
Не в сети
Аватар пользователя

Зарегистрирован:
21 сен 2012, 10:12
Сообщений: 11542
Карточка путешественника (Citron-el, Afina, anuta)

Автор: Теодор Драйзер (1871 — 1945 года)

Время и место событий: Америка конца 19-ого, начала 20-века

Общие сведения:

Статья о творчестве


Мне посоветовали почитать Драйзера, как только я заинтересовалась Америкой начала 20-ого века. Пока наиболее интересным для меня остается роман "Гений" ( герои-мужчины у этого автора вообще интереснее женщин, по-моему) Несмотря на то, что Драйзеру свойственно использовать центральных персонажей для обличения пороков общества, а капитализм, как объект критики, вообще особое место в его произведениях занимает, психология главного героя, его жизнь, мотивы, поступки - все рассматривает очень скрупулезно и тщательно, так что в итоге получается специфический портрет человека ТОГО ВРЕМЕНИ с его особым мышлением и проблемами. На мой вкус, местами автор даже чересчур скрупулезен в натуралистических описаниях и последовательном изложении мотивов героев. Отсюда складывается впечатление, что герои не живут, а своей жизнью доказывают или опровергают какие-то теории. И когда в теориях этих возникают слабые места автор начинает путаться в системе доказательств, погружая героев в состояние неопределенности и смятения ( при чтении у меня это сказывалось ощущением муторности) Хотя первые два романа, которые я прочитала, относятся к раннему периоду творчества ("Сестра Керри" и "Дженни Герхардт"), и как раз в более позднем "Гении" изложение показалось мне более четким и уверенным, а голос автора менее назидательным и более справедливым.

Общее впечатление после прочтения: Драйзер интересен, как критик, но справедливость у него, как правило, горькая. Его старания направлены на то, чтобы максимально полно воссоздать картину мира, в который он интегрирует героев, но его субъективный взгляд на этот мир и отношение к нему оказывают слишком большое влияние на построение сюжета, отчего у героев, разных по положению и воспитанию мужчин и женщин, то и дело проскальзывают общие черты. Это видно как раз в те моменты, когда автор ставит перед героями проблемы: наивность героини одной книги до боли напоминает бесхребетность героя другой.

_________________
Дерево надежды, стой прямо! ©


Вернуться наверх
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 17 май 2013, 07:08 
Не в сети
Аватар пользователя

Зарегистрирован:
25 сен 2012, 14:08
Сообщений: 3818
О романе "Дженни Герхардт"...
Аннотация такая:
"Дженни Герхардт" - одна из прекраснейших историй о любви. Критики называли ее "лучшим американским романом, который когда-либо читали". Печальная любовь романтичной Дженни и богача Лестера Кейна потрясла современников и будет трогать сердца читателей во все времена.

Ну не воспринимаю я эту книгу как историю любви. Этакий срез общества - это да, а любовь... Ну вроде и присутствует она там, но как-то так сбоку, что ли 013*

_________________
Творец не поручает задач, не снабдив условием для их решения. ©


Вернуться наверх
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 17 май 2013, 08:02 
Не в сети
Аватар пользователя

Зарегистрирован:
21 сен 2012, 10:12
Сообщений: 11542
А еще автор- резонер :) Afina, ты заметила, что он сам зачастую дает оценку качеств и поведения героев? Вот, что меня местами очень раздражало это авторский взгляд на ситуацию, всплывающий в форме какого-нибудь моралистического заключения. Мол, он поступил плохо, но в чем его вина, если наше общество такое испорченное, а космические силы равнодушны?

_________________
Дерево надежды, стой прямо! ©


Вернуться наверх
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 17 май 2013, 08:29 
Не в сети
Аватар пользователя

Зарегистрирован:
25 сен 2012, 14:08
Сообщений: 3818
Citron-El писал(а):
Мол, он поступил плохо, но в чем его вина, если наше общество такое испорченное, а космические силы равнодушны?

О, да! есть такое. Особенно, для меня, это было заметно в "Американской трагедии", так знаете ли, можно кого угодно оправдать. При таком подходе мы что же все должны быть преступниками, потому что общество видети ли такое? А как же личные качества человека? А свобода выбора? Ответственность за свои поступки?

Не совсем по теме.
Я вот "Ярмарку тщеславия" Теккерея не смогла дочитать из-за постоянно повторяющихся нотаций автора. Я предпочитаю делать выводы сама.

_________________
Творец не поручает задач, не снабдив условием для их решения. ©


Вернуться наверх
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 17 май 2013, 08:55 
Не в сети
Аватар пользователя

Зарегистрирован:
21 сен 2012, 10:12
Сообщений: 11542
Afina

В "Гении" меня заинтересовал не столько сам герой, сколько автор, его оправдывающий и критикующий. Как в последствии выяснилось, не зря. Роман полу-автобиографический, то есть Драйзер на собственном опыте переживал те конфликты, о которых он так много рассуждает. У него там, кстати, знакомая нам больная история: долг велит жениться на нелюбимой.
"Ярмарку" не читала (только изучала по эссе и критическим статьям) Мне у Теккерея понравилась "Книга снобов". Тем его резонерство в плюс идет, как критическая оценка. После прочтения я начала лучше понимать значение слова "снобы"))

_________________
Дерево надежды, стой прямо! ©


Вернуться наверх
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 17 май 2013, 09:07 
Не в сети
Аватар пользователя

Зарегистрирован:
21 сен 2012, 10:12
Сообщений: 11542
Afina писал(а):
При таком подходе мы что же все должны быть преступниками, потому что общество видети ли такое? А как же личные качества человека? А свобода выбора? Ответственность за свои поступки?


И вот, как оценивать такой подход, если автор сам себя пытается оправдать? 009* У Драйзера зачастую природа "виновата" ( "Происхождение видов" было опубликовано в 1859 году и в дальнейшем эволюционная теория набирала обороты, просачиваясь из научного мира в философию и социологию) Кто-то из героев, по-моему даже ссылается на статьи по теме.

_________________
Дерево надежды, стой прямо! ©


Вернуться наверх
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 17 май 2013, 09:12 
Не в сети
Аватар пользователя

Зарегистрирован:
25 сен 2012, 14:08
Сообщений: 3818
Citron-El
"Гений" не читала.
Citron-El писал(а):
У него там, кстати, знакомая нам больная история: долг велит жениться на нелюбимой.

Мне от С.Цвейга надо сначала отойти, прежде чем такое читать. 009*
Еще, хочу почитать "Сестра Керри", но все никак руки не доходят.

_________________
Творец не поручает задач, не снабдив условием для их решения. ©


Вернуться наверх
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 17 май 2013, 09:18 
Не в сети
Аватар пользователя

Зарегистрирован:
25 сен 2012, 14:08
Сообщений: 3818
Citron-El писал(а):
И вот, как оценивать такой подход, если автор сам себя пытается оправдать?

Имею право не согласится с автором ::yaz-yk: Автор тоже человек и на события смотрит с высоты своего опыта.

_________________
Творец не поручает задач, не снабдив условием для их решения. ©


Вернуться наверх
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 17 май 2013, 09:25 
Не в сети
Аватар пользователя

Зарегистрирован:
21 сен 2012, 10:12
Сообщений: 11542
Afina писал(а):
Мне от С.Цвейга надо сначала отойти, прежде чем такое читать.


У Драйзера герой еще больший чудак на букву "м", насколько я могу судить из ваших с Леной обсуждений Цвейга. Такой... талантливый бабник, который вроде и хочет быть хорошим, но природа (которая сильнее его, ага) все время толкает на нехорошие поступки. Кстати, оправдания прелюбодеянию в романе до боли напомнили мне эльвендорковские рассуждения о любви, мол, это всё химия, слепая сила толкающая к продолжению рода, "проклятие" плоти и бла бла бла.

Afina писал(а):
Еще, хочу почитать "Сестра Керри", но все никак руки не доходят.


Еще одна история о людях, раздражающих своей непоследовательностью...

_________________
Дерево надежды, стой прямо! ©


Вернуться наверх
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 17 май 2013, 10:57 
Не в сети
Аватар пользователя

Зарегистрирован:
21 сен 2012, 10:39
Сообщений: 2296
Цитата:
О, да! есть такое. Особенно, для меня, это было заметно в "Американской трагедии", так знаете ли, можно кого угодно оправдать. При таком подходе мы что же все должны быть преступниками, потому что общество видети ли такое? А как же личные качества человека? А свобода выбора? Ответственность за свои поступки?

Не знаю, насколько это касается всех его произведений, но те, которые я читала, все об "Американской трагедии". И, кажется, она актуальна до сих пор, но уже не только в Америке, а распространяется по миру, подобно чуме. Герои Драйзера ее иллюстрируют. Низкую осознанность своей жизни и своих действий, практическое отсутствие какой бы то ни было рефлексии, культ карьеры, целей и желаний. О какой ответственности может идти речь, если человек не осознает своих поступков, а одержим целью добиться желаемого? Ответственность появляется потом, горькой пилюлей. И бедный Клайд до самой казни не может определиться, виновен ли он в преступлении, если намерение совершить убийство было, а сознательных действий не было, только бессознательные.
На мой взгляд, Драйзер, как раз призывает к пробуждению сознания, к тому, чтобы все мы "не были преступниками", несмотря на то, что "общество такое". И героя своего он не оправдывает и не осуждает. Общество его осудило, сам он себя оправдал, а автор только описал все это как мог подробно.

_________________
Как бы медленно я не шла, и сколько бы ошибок я не совершила на своём пути, я все равно на целую вечность опережаю тех, кто даже не попробовал.


Вернуться наверх
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 17 май 2013, 12:19 
Не в сети
Аватар пользователя

Зарегистрирован:
25 сен 2012, 14:08
Сообщений: 3818
anuta
Я довольно давно читала "Американскую трагедию", но впечатления осталось, что автор перекладывает вину на общество.
anuta писал(а):
И бедный Клайд до самой казни не может определиться, виновен ли он в преступлении, если намерение совершить убийство было, а сознательных действий не было, только бессознательные.

Да он не убил осознанно, но планировал-то сознательно.

_________________
Творец не поручает задач, не снабдив условием для их решения. ©


Вернуться наверх
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 17 май 2013, 13:16 
Не в сети
Аватар пользователя

Зарегистрирован:
21 сен 2012, 10:39
Сообщений: 2296
Afina писал(а):
но впечатления осталось, что автор перекладывает вину на общество

Он же обращается к обществу, к тому обществу, которое "порождает" и "выращивает" подобных героев, и к которому они принадлежат, и перекладывает не вину, а ответственность. Даже не перекладывает, а призывает разделить ответственность. У него каждая личная история - это срез и отражение общественной жизни (как уже заметила Ира). А болезнь общества как раз в том, что каждый из его членов своей ответственности в происходящем не чувствует, а если чувствует, то спешит от этого чувства отмахнуться. Даже мать не может принять на себя ответственности за сына. Она либо оправдывает его либо должна осудить, и это для нее невыносимо. А признать, что сама в чем-то была не права, и пересмотреть свои убеждения у нее не получается. Если материнская любовь у Драйзера оказалась эгоистична, что уж говорить о внимании общества к своим членам, к самим себе, по сути.

Afina писал(а):
Да он не убил осознанно, но планировал-то сознательно

да, и поэтому даже священник, услышав все это, не смог его оправдать, а сомневался, сомневался...
Преднамеренным называется убийство, которое запланировано и совершено сознательно. За бессознательные же действия никто ответственности не несет. Они как бы сами собой происходят.

_________________
Как бы медленно я не шла, и сколько бы ошибок я не совершила на своём пути, я все равно на целую вечность опережаю тех, кто даже не попробовал.


Вернуться наверх
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 17 май 2013, 13:46 
Не в сети
Аватар пользователя

Зарегистрирован:
25 сен 2012, 14:08
Сообщений: 3818
anuta
Убедительно. *Пошла думать дальше.*

_________________
Творец не поручает задач, не снабдив условием для их решения. ©


Вернуться наверх
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 17 май 2013, 14:21 
Не в сети
Аватар пользователя

Зарегистрирован:
21 сен 2012, 10:12
Сообщений: 11542
У меня есть привычка начинать с ранних произведений, а потом уже переходить к известным, поэтому "Американская трагедия" только в планах.

anuta писал(а):
Не знаю, насколько это касается всех его произведений


Вот, и я тоже не знаю. Может, как раз в процессе написания ранних романов автор свое мастерство оттачивал, и взгляды его формировались (отсюда неустойчивость позиции) Но по итогам прочитанного :du_ma_et: ну, никак не могу слово "призыв" использовать, говоря о творчестве этого автора. Мне кажется, что осознанность делает его героев еще более несчастными, чем её отсутствие. Пороки что человеческие, что общественные у Драйзера разобраны очень тщательно, но что с ним делать, если источник зла в самой человеческой природе? в общем, автор-пессимист :Р Точно знает, чего следует избегать, но слабо себе представляет, к чему стремиться.

Цитата:
Драйзер практически одновременно вступил в ряды коммунистической партии США и в члены квакерской общины. Он был наивным мыслителем, и политические пристрастия его были нечетки.


Характеристика близка к моим ощущениям. Драйзер хороший критик - талантливый, наблюдательный, добросовестный, стремящийся одновременно и к честности, к и человечности. Но как мыслитель он действительно наивен и - вот, не могу я от этого ощущения избавиться, - субъективен в оценках (пристрастен)

_________________
Дерево надежды, стой прямо! ©


Вернуться наверх
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 17 май 2013, 16:05 
Не в сети
Аватар пользователя

Зарегистрирован:
21 сен 2012, 10:39
Сообщений: 2296
Надо почитать ранние его произведения. ))
Мне показалось, что источник зла у него не столько в человеческой природе, сколько в заблуждениях эпохи, которые, как известно, в каждом веке свои. Он не предлагает решения проблемы, это точно, и даже не рассуждает, как ее решать, просто ставит перед фактом, что она есть. Хотя в "Трилогии желаний" есть у него женский персонаж, который после честолюбивой влюбленности и смерти любимого человека, едет за смыслом жизни в Индию и насмотревшись на бедствия народа, возвращается домой, основывает больницу и работает в ней сестрой милосердия и, если мне не изменяет память, счастлива в этом своем деле.
Про пристрастность судить не могу. Эмоций самого автора в повествовании много. И бессилие что-то изменить тоже читается. Может, он просто не нашел однозначного пути, поэтому и метался по жизни, как общественный деятель?

_________________
Как бы медленно я не шла, и сколько бы ошибок я не совершила на своём пути, я все равно на целую вечность опережаю тех, кто даже не попробовал.


Вернуться наверх
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 17 май 2013, 16:39 
Не в сети
Аватар пользователя

Зарегистрирован:
21 сен 2012, 10:12
Сообщений: 11542
anuta

У Драйзера еще эссе и рассказы есть неплохие. Я помню, что начинала читать "12 мужчин" и "Галерею женщин" - это сборники. Вот там фигурировали герои, списанные с реальных людей, которые мне были очень даже симпатичны, и несмотря на то, что рассказы короткие, мыслей интересных можно много почерпнуть.

Вот. Я вывела для себя, что Драйзер, наверное, талантливее, как журналист, потому из него такой хороший "иллюстратор". Как драматург он менее силен - ну, по тем романам сужу, которые читала.


anuta писал(а):
Не знаю, насколько это касается всех его произведений, но те, которые я читала, все об "Американской трагедии". И, кажется, она актуальна до сих пор, но уже не только в Америке, а распространяется по миру, подобно чуме.


Эта мысль мне тоже очень близка...
Надо её развить :)

_________________
Дерево надежды, стой прямо! ©


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Теодор Драйзер (обсуждение)
СообщениеДобавлено: 05 апр 2015, 13:59 
Не в сети
Аватар пользователя

Зарегистрирован:
25 сен 2012, 14:08
Сообщений: 3818
Прочитала я наконец "Сестра Керри". Для себя решила, что вряд ли буду еще что-нибудь читать у этого автора, уж очень тяжелые у него произведения. Да, написано талантливо, но какое же гнетущее впечатление остается((((
Если попытать охарактеризовать книгу в двух словах, то я бы сказала, что книга о людях которые не умели управлять своими желаниями, поэтому желания управляли ими.
Дальше спойлеры!
Мне не понравился ни один из героев.
Керри уж очень инертная, ее уговаривают, за нее решают, ее увозят, ее похищают. Не девушка а бандероль какая-то :face: Правда, к концу книги обстоятельства все-таки заставили ее шевелиться. А еще ужасно раздражала ее манера постоянно становиться в позу "Ах, оставьте меня!" :pichal: Потрясающий метод решения проблем))

Друэ так, мелкая сошка. Его конечно можно обвинить в совращении девушки, но девушка не сильно-то и сопротивлялась.

Картина падения Герствуда, очень реалистичная и жуткая. Драйзер очень подробно все расписывает, просто таки погружаешься в эту атмосферу уныния и безысходности. Но у меня не было жалости к нему. В своих бедах он виноват сам. Ну и фирменная фишка Драйзера
Цитата:
Больше всего его мучило сознание, что его преследуют, как вора. Он начал понимать, сколь несправедливо так называемое общественное мнение, которое видит только одну сторону вопроса и судит о длительной трагедии подчас по какому-нибудь отдельно взятому эпизоду. Все газеты отметили только одно: что он захватил чужие деньги. Но почему и как — уже не играло для них никакой роли. Их нисколько не интересовало, какие осложнения в жизни привели человека к подобному шагу. И теперь его обвиняли, так и не поняв, что побудило его так поступить.

У меня нет слов. Это какие такие обстоятельства могут его оправдать!? На протяжении всей книги он ни разу не руководствовался совестью. Только его собственные желания и выгода.

_________________
Творец не поручает задач, не снабдив условием для их решения. ©


Вернуться наверх
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Сортировать по:  
Начать новую тему Ответить на тему


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  

Яндекс.Метрика