Автор |
Сообщение |
Матрена Филипповна
|
Добавлено: 14 апр 2014, 23:12 |
|
Зарегистрирован: 08 дек 2013, 17:49 Сообщений: 3270 Откуда: Самара
|
Три рода литературы
Различают три основных рода литературы: эпос, лирика и драма.
Эпос – род литературы, отражающий жизнь через рассказ о человеке и происходящих с ним событиях.
Жанры эпоса. В зависимости от временного охвата событий различают крупные, средние и малые жанры эпической литературы: 1) крупные жанры – эпопея, роман, эпическая поэма;
2) средний жанр – повесть;
3) малые жанры – рассказ, новелла, художественный очерк.
К эпическому роду относят также некоторые жанры устного народного творчества: сказку, былину, басню.
Лирика – род литературы, отображающий жизнь через личные переживания человека, его чувства и мысли.
Характерные особенности лирики: стихотворная форма, ритм, отсутствие фабулы, небольшой размер. Тематически различают лирику пейзажную, дружескую, любовную, политическую, философскую и т. д.
Жанры лирики: песня, элегия, ода, дума, послание, мадригал, стансы, эклога, эпиграмма, эпитафия, гимн т.д.
Драма – род литературы, в котором взаимоотношения людей, возникающие между ними конфликты раскрываются через поступки героев и получают воплощение в форме монологов и диалогов.
Жанры драматургических произведений: трагедия, комедия, собственно драма, мелодрама, водевиль.
Литературные жанры (от фр. genre род, вид) — исторически складывающиеся группы литературных произведений, объединённых совокупностью формальных и содержательных свойств (в отличие от литературных форм, выделение которых основано только на формальных признаках). Термин зачастую неправомерно отождествляют с термином «вид литературы».
_________________ Есть я. И я есть.
|
|
Вернуться наверх |
|
Матрена Филипповна
|
Добавлено: 17 апр 2014, 23:48 |
|
Зарегистрирован: 08 дек 2013, 17:49 Сообщений: 3270 Откуда: Самара
|
Эпопея: 1. Обширное повествование в стихах или прозе о выдающихся национально-исторических событиях. 2. Сложная, продолжительная история чего-либо, включающая ряд крупных событий.
В историко-литературной науке с XIX века термин эпопея часто употребляется в расширенном значении, охватывающем любое крупное произведение, обладающее признаками эпического построения. В этом смысле различают «романы-эпопеи», где главные герои описываются на фоне крупных событий исторического значения.
Роман - литературный жанр, как правило, прозаический, который предполагает развернутое повествование о жизни и развитии личности главного героя (героев) в кризисный, нестандартный период его жизни.
Эпическая поэма - обычно длинная повествовательная поэма, рассказывающая о героических деяниях, другое ее название - героический эпос.
Повесть - прозаический жанр, не имеющий устойчивого объёма и занимающий промежуточное место между романом, с одной стороны, и рассказом или новеллой, с другой, тяготеющий к хроникальному сюжету, воспроизводящему естественное течение жизни.
Рассказ - повествовательный эпический жанр с установкой на малый объем и на единство художественного события.
Новелла - основной жанр малой повествовательной прозы. По сравнению с более развёрнутыми повествовательными формами в рассказах не много действующих лиц и одна сюжетная линия (реже несколько) при характерном наличии какой-то одной проблемы.
Художественный очерк - одна из всех разновидностей рассказа, отличная от другой его формы, новеллы, отсутствием единого, острого и быстро разрешающегося конфликта и большей развитостью описательного изображения. Очерковая литература обычно сочетает особенности художественной литературы и публицистики.
Сказка: Сказка фольклорная — эпический жанр письменного и устного народного творчества: прозаический устный рассказ о вымышленных событиях в фольклоре разных народов.
Сказка литературная — ориентированное на вымысел произведение, тесно связанное с народной сказкой, но, в отличие от неё, принадлежащее конкретному автору, не бытовавшее до публикации в устной форме и не имевшее вариантов
Былина - героико-патриотические песни-сказания, повествующие о подвигах богатырей и отражающие жизнь Древней Руси IX—XIII веках; вид устного народного творчества, которому присущ песенно-эпический способ отражения действительности.
Басня - стихотворное или прозаическое литературное произведение нравоучительного, сатирического характера. В конце басни содержится краткое нравоучительное заключение — так называемая мораль.
_________________ Есть я. И я есть.
|
|
Вернуться наверх |
|
Матрена Филипповна
|
Добавлено: 18 апр 2014, 11:08 |
|
Зарегистрирован: 08 дек 2013, 17:49 Сообщений: 3270 Откуда: Самара
|
Поэзия - словесное художественное творчество, преимущественно стихотворное.
Лирическая поэзия - это поэзия, выражающая чувства и переживания поэта. В лирику входят стихотворение, романс, послание, элегия, ода, песня.
Ритм в поэзии — это общая упорядоченность звукового строения стихотворной речи. Характер этой упорядоченности определяет систему стихосложения:
* Тексты, не имеющие иной организации, кроме членения на стихи, свободный стих. * Строки стихов упорядочиваются, уравниваются (точно или приблизительно, подряд или периодически) по наличию тех или иных звуковых элементов. * Системы стихосложения, основанные на нескольких признаках: чаще всего одновременно упорядочивается общее количество слогов и расположение слогов определенной долготы, силы или высоты на определенных позициях слогового ряда.
Силлабическое стихосложение определяется числом слогов, тоническое — числом ударений; и силлабо-тоническое — комбинацией того и другого.
Метр — упорядоченное чередование в стихе сильных мест (иктов) и слабых мест. К силлабо-тоническим метрам относятся, в частности, ямб, хорей, дактиль, анапест и амфибрахий.
Ямб - метр, образуемый двусложными стопами с сильным местом на 2-м слоге; сильное место заполняется ударными или безударными слогами любых слов, слабое место — безударными слогами любых слов или ударными слогами односложных слов; последнее сильное место обязательно-ударно (схема Я.: — — ... , где "—" — сильное место, — слабое место, "" — обязательно-ударное место).
Хорей - метр, образуемый 2-сложными стопами с сильным местом на первом слоге; сильное место заполняется ударными или безударными слогами любых слов, слабое место — безударными слогами любых слов или ударными слогами односложных слов; последнее сильное место обязательно-ударно (схема Х.: — — ... , где "—" — сильное место, — слабое место, "" — обязательно-ударное сильное место).
Дактиль - античная четырехдольная стопа о трех слогах, из которых первый — долгий (двудольный), а остальные два — короткие, однодольные ⌣̅⌣̅⌣⌣. В европейской поэтике - называется трехдольная стопа о трех же слогах с словесным ударением на первом слоге.
Анапест - метр, образуемый 3-сложными стопами с сильным местом на 3-м слоге; сильное место обычно заполняется ударным, слабые — безударными слогами (схема А.: , где — ударный слог, — безударный слог).
Амфибрахий - метр, образуемый 3-сложными стопами, в к-рых сильным является второй слог; сильное место обычно заполняется ударным слогом, слабое — безударными (схема А.: , где — сильный слог, — слабый).
Стихотворный размер — частная разновидность метра, характеризующаяся длиной строки, наличием или отсутствием цезуры, характером окончания (клаузулы).
Рифма — созвучие окончаний стихотворных строк. Рифмы различаются: по месту ударения — на 1, 2, 3, 4-м, … слоге от конца — мужские, женские, дактилические, гипердактилические; по объёму — 1-сложные, 2-сложные и т. д.; по точности созвучия точные, приблизительные, неточные (я меня, пламя память, неведомо следом); по лексическим и грамматическим признакам однородные (напр., глагольные) и разнородные, тавтологические, составные, омонимические, и пр.; по наличию опорных звуков выделяются рифмы богатые; по взаимному расположению рифмующихся строк смежные (aabb; одинаковые буквы условно обозначают рифмующиеся стр.к.-стихи), охватные (abba), перекрестные (abab), смешанные(тернарные aabccb), двойные, тройные и т. д.
_________________ Есть я. И я есть.
|
|
Вернуться наверх |
|
Матрена Филипповна
|
Добавлено: 21 апр 2014, 19:09 |
|
Зарегистрирован: 08 дек 2013, 17:49 Сообщений: 3270 Откуда: Самара
|
Драматическая литература характеризуется приспособленностью для сценической интерпретации. Основным ее признаком является назначение ее для театрального спектакля. К драме так или иначе относится любое литературное произведение, построенное в диалогической форме, в том числе комедия, трагедия, драма (как жанр), фарс, водевиль. С древних времён существовала в фольклорном или литературном виде у различных народов; независимо друг от друга свои драматические традиции создали античные греки, древние индийцы, китайцы, японцы, индейцы Америки. В буквальном переводе с древнегреческого языка драма означает «действие». Текст драматического произведения распадается на две части – речи героев, которые даются полностью, так, как они должны быть произнесены, и ремарки, которые дают указания руководителю спектакля – режиссеру, какие сценические средства должны быть применены в осуществлении спектакля. В ремарках следует различать указания на декорацию и обстановку и игровые ремарки, указывающие на действия, жесты и мимику отдельных персонажей.
Диалог - литературная или театральная форма устного или письменного обмена высказываниями (репликами) между двумя и более людьми.
Монолог - речь действующего лица, выключенная из разговорного общения персонажей и не предполагающая непосредственного отклика, в отличие от диалога; речь, обращённая к слушателям или к самому себе, не менее 5 минут.
Ремарка (в литер.) - вне сюжетный элемент произведения; композиционно-стилистический приём, заключающийся в отступлении автора от непосредственного сюжетного повествования, имеющем прямое или косвенное отношение к изображаемому. Иногда заменяет собой значительные объёмы сюжетной линии или является альтернативой фактическому сюжету. Может принимать различные формы: * обстоятельства места, времени, текущих событий или отсылка читателя к финалу произведения; зачастую располагается в начале повествования * автобиографические воспоминания автора * нравоучительное, ироническое или провоцирующее обращение автора к читателю * эмоциональное отношение автора к изображаемому (лирическое отступление) * отсылка читателя к последующим событиям сюжета * отсылка читателя к предыдущим событиям сюжета * лаконичное изложение судьбы героев произведения после фактического окончания сюжета; располагается в конце произведения, иногда в форме эпилога; * пояснения, переводы, вынесенные автором за собственно текст произведения (сноска, примечание); иные авторские рассуждения, размышления, уточнения.
Ремарка (театр.) — пояснения, которыми драматург предваряет или сопровождает ход действия в пьесе. Р. могут пояснять возраст, внешний облик, одежду действующих лиц, а также их душевное состояние, поведение, движения, жесты, интонации. В Р., предпосылаемых акту, сцене, эпизоду, дается обозначение, иногда описание, места действия, обстановки.
Драма воспроизводит преимущественно частную жизнь людей, однако главная ее цель не осмеяние нравов, а изображение личности в ее драматических отношениях с обществом. Получил особое распространение в литературе XVIII—XXI веков, постепенно вытеснив другой жанр драматургии — трагедию, противопоставив ему преимущественно бытовую сюжетику и более приближенную к обыденной реальности стилистику.
Трагедия - большая форма драмы, драматургический жанр, противополагаемый комедии, разрешающий драматическую борьбу неизбежной и необходимой гибелью героя и отличающийся особым характером драматического конфликта. Имеет своей основой не всякую борьбу личности с препятствиями, но лишь глубокий идейный конфликт, столкновение мировоззрений.
Комедия - жанр художественного произведения, характеризующийся юмористическим или сатирическим подходом, а также вид драмы, в котором специфически разрешается момент действенного конфликта или борьбы антагонистичных персонажей.
Комедия положений (комедия ситуаций, ситуационная комедия) - комедия, в которой источником смешного являются события и обстоятельства.
Комедия характеров (комедия нравов) - комедия, в которой источником смешного является внутренняя суть характеров (нравов), смешная и уродливая однобокость, гипертрофированная черта или страсть (порок, недостаток). Очень часто комедия нравов является сатирической комедией, высмеивает все эти человеческие качества.
Фарс - комедия лёгкого содержания с чисто внешними комическими приёмами.
Водевиль - комедийная пьеса с песенками-куплетами и танцами.
Интермедияя - небольшая пьеса или сцена, обычно комического характера, разыгрываемая между действиями основной пьесы (драмы или оперы); то же, что и интерлюдия («междудействие»).
Скетч - короткая пьеса с двумя, реже тремя персонажами. Скетч получил наибольшее распространение на западной эстраде.
Оперетта - театральное представление, в котором отдельные музыкальные номера чередуются с диалогами без музыки. Оперетты пишутся на комический сюжет, музыкальные номера в них короче оперных, в целом музыка оперетты носит лёгкий, популярный характер.
Пародия - произведение искусства, имеющее целью создание у читателя комического эффекта за счёт намеренного повторения уникальных черт уже известного произведения, в специально изменённой форме. Говоря иначе, пародия - это «произведение-насмешка» по мотивам уже существующего известного произведения.
Мелодрама - жанр художественной литературы, произведения которого раскрывают духовный и чувственный мир героев в особенно ярких эмоциональных обстоятельствах на основе контрастов.
_________________ Есть я. И я есть.
|
|
Вернуться наверх |
|
|