Темная комната http://darkroom-forum.ru/forum/ |
|
Для писателей (полезные материалы) http://darkroom-forum.ru/forum/viewtopic.php?f=24&t=319 |
Страница 1 из 7 |
Автор: | Citron-El [ 22 мар 2013, 08:09 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Для писателей |
Ромашка писал(а): Не знала я, что потерянный "ь" (мягкий знак) - это настолько распространенная ошибка. Кенди-авторы довольно часто его теряют, скажу я вам... (Ошибка в том правиле, где проверочный вопрос "Что делает?/Что делать?" и "Что сделает?/Что сделать?")По этому случаю (и по случаю других типичных ошибок), может завести для фикрайтеров раздел "Прокачаем skill "русский язык"?" И добавлять туда по запросу нуждающихся разные задания (из ЕГЭ, выложенных в инете: там задание, варианты ответов и спойлер-пояснение - почему так, а не иначе. Или из учебников русского.). Язык - главный инструмент писателя |
Автор: | Citron-El [ 27 мар 2013, 18:44 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Для писателей |
Автор: | Malena [ 27 мар 2013, 18:54 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Для писателей |
Фигасе! Пункт 4 - что, рассказ может быть в сети и это не влияет на принятие рукописи?? |
Автор: | Tes [ 27 мар 2013, 18:58 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Для писателей |
Malena это с офсайта "Эксмо" но, в принципе, вспоминая того же Алекса Экслера, получается, что да. Думаю, еще от издательства зависит... |
Автор: | Malena [ 27 мар 2013, 19:02 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Для писателей |
Tes, да, я тоже думаю - так не в каждом издательстве... Пункт 8 - надо будет хоть раз сгонять во Францию, для убедительности |
Автор: | Citron-El [ 29 мар 2013, 09:22 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Для писателей (полезные материалы) |
Ошибки начинающих авторов Статья Нелли Мартовой Статья отсюда |
Автор: | Citron-El [ 29 мар 2013, 09:26 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Для писателей (полезные материалы) |
ГЛАВНЫЕ ПРАВИЛА хорошего рассказа: |
Автор: | Citron-El [ 29 мар 2013, 09:31 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Для писателей (полезные материалы) |
Литературные премии |
Автор: | Citron-El [ 29 мар 2013, 09:33 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Для писателей (полезные материалы) |
Что такое авторский лист? Взято отсюда |
Автор: | Citron-El [ 29 мар 2013, 09:43 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Для писателей (полезные материалы) |
Самые избитые темы в литературе Взято отсюда |
Автор: | Лючия [ 30 мар 2013, 16:20 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Для писателей (полезные материалы) |
Citron-El писал(а): ...излишнее количество деталей, которые не имеют никакого отношения к сюжету. То же можно сказать об излишних биографических изысках для второстепенных героев и углублений в историю города или еще какую историю. Если сам сюжет занимает две страницы, стоит ли описывать на четырех страницах фантастический мир? Вспомнился Гюго... Классика |
Автор: | Citron-El [ 30 мар 2013, 17:49 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Для писателей (полезные материалы) |
Лючия Нотр-Дам де Пари? Ну, там документальность описаний представляет собой отдельную ценность... |
Автор: | Afina [ 30 мар 2013, 19:09 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Для писателей (полезные материалы) |
Citron-El, а как на счет подробных биографий второ- и даже третьестепенных персонажей у того же Гюго? Лично мне это несколько затрудняло чтение. Я это больше ощутила в "Отверженных" чем в "Нотр-Дам де Пари". |
Автор: | Citron-El [ 30 мар 2013, 20:01 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Для писателей (полезные материалы) |
Afina Ммм... "Отверженных" не читала... Ну, если так, чисто теоретически рассуждать... Гюго довольно академичен. Увлекательность текста для него второстепенная задача. Он занимается обоснованием близких ему общественных идей, разоблачает пороки общества, скрупулезно работает над портретами эпохи. Поэтому он - классик. Или можно предположить... Что за большее кол-во слов он получал больше денег |
Автор: | Afina [ 30 мар 2013, 20:57 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Для писателей (полезные материалы) |
Citron-El писал(а): Гюго довольно академичен. Увлекательность текста для него второстепенная задача. Он занимается обоснованием близких ему общественных идей, разоблачает пороки общества, скрупулезно работает над портретами эпохи. Я вот задаюсь вопросом, а в наше время какого-нибудь "Гюго" стали бы издавать? Citron-El писал(а): Что за большее кол-во слов он получал больше денег А что, тоже аргумент |
Автор: | Citron-El [ 31 мар 2013, 13:04 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Для писателей (полезные материалы) |
Afina писал(а): Я вот задаюсь вопросом, а в наше время какого-нибудь "Гюго" стали бы издавать? Издавать, может, и стали бы, а вот - продавать... Продавать "Гюго" в наше время сложно. |
Автор: | Citron-El [ 01 апр 2013, 10:38 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Для писателей (полезные материалы) |
Стилистические ошибки в текстах начинающих авторов Взято отсюда |
Автор: | Citron-El [ 01 апр 2013, 10:45 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Для писателей (полезные материалы) |
Описания: мели и рифы Ошибка№1 Избыточное описательство - одна из общих бед начинающих фантастов - излишнее разжёвывание идеи либо деталей антуража, не имеющих прямого отношения к сюжету. Помните разговор Джона и Джека о полёте на Кутюк на нейрофузонном табуляторе? Многие авторы считают необходимым делать пространнейшие отступления для того, чтобы объяснить читателю: 'табулятор искривляет пространство так, что табуляция накладывается на нейрофузу, происходит это за счёт того, что протонные потоки преобразуются в позитронные расщелины, которые перекручивают нейроны в фузоны и обрастают плазменными решётками, перебрасывающими материю из одного конца галактики - в другой, благодаря конвергентной трансфикции', и т.д. и т.п. Независимо от того, насколько соответствует науке этот наукообразный бред, он неуместен в любом случае. Равно как и отступления, посвящённые тому, когда и кто открыл нейрофузонную табуляцию, да как и где она стала применяться, и прочая. Читателю до всего этого нет никакого дела. Произрастает эта болезнь из худших образцов "старой доброй" НФ, где в таком духе разжёвывались детали антуража, а учёные-фантасты блистали своей эрудицией перед читателями и коллегами. Сейчас такое - моветон, приём действительно неуклюжий и смешной. Вы ведь в жизни не станете говорить, например: "для поедания котлет я выбрал вилку, поскольку с помощью четырёх параллельных штырей с острыми наконечниками можно без труда подцепить нужный кусок, пронзив его уверенным движением сверху вниз, а до этого отделив кусок от основной массы нажатием изогнутого ребра вилки" - все и так знают, как есть котлеты и что такое вилка. Или, положим, садясь в автомобиль к другу, неужели вы услышите от него объяснение принципов работы двигателя или лекцию по истории автомобилестроения? Очень сомневаюсь. А ведь то же самое для выдуманного вами мира эта самая нейрофузонная табуляция, или что там у вас в тексте. Читателя (как и современного пассажира) не интересуют словарные статьи по теме. Главное, чтобы работало. К тому же, такие отступления-разжёвывания, как правило, только подчёркивают научную неграмотность автора (учёных-энциклопедистов мне что-то не встречалось среди начинающих фантастов). Поэтому зарубите себе на носу: НИКАКИХ РАЗЖЁВЫВАНИЙ. Не надо читателю разжёвывать, вы ведь не для дебилов пишете. Если блюдо плохое - его разжёвыванием не улучшишь, а если хорошее - только ухудшишь и вдобавок совершенно отобьёшь аппетит. Ошибка№2. Отсутствие динамики - Другая беда с описаниями состоит в том, что они часто слишком статичные и тяжеловесные. Динамики нет, особенно это режет глаз, когда по содержанию она как раз подразумевается. К примеру, описывается бой или драка, а читаете вы: "Я прихватил за руку с плазмётом одного из трёх сопровождающих комитетчика солдат, прикрылся им от его товарищей и сломал эту самую руку в предплечье". Но это ещё ничего, бывает куда заковыристее. Здесь общее правило: субъективное время сцены (сколько на описываемое действие уходит в реале) не должно сильно превышать объективное время, уходящее на чтение описания этого действия. Согласитесь, есть разница: 'он врезал ему между глаз' и: 'он выпростал свою собственную правую руку, сжимая на лету непослушные пальцы в стальной кулак, устремляя его разящую мощь прямо в область переносицы стоящего перед ним противника, который не успел почувствовать опасности и отклониться от стремительно надвигающегося сокрушительного удара'. Ошибка№3. Образы - Признак хорошей литературы - не рассказывать, а показывать. Не сказать: "герой разозлился", а дать это почувствовать текстом. Не ПЕРЕсказывать события, а ПОКАЗЫВАТЬ их. Для этого нужно научиться пользоваться образами (многие начинающие - не умеют). Сделать текст живым помогает использование метафор, а сделать картинку достоверной - грамотное использование деталей. Из незатёртых, ярких образов, продуманно выстроенных по тексту, ткётся атмосфера. Если она проступает, захватывает читателя - ради неё он не заметит, или простит вам многие ошибки, удивляясь, насколько живо всё описано. Поэтому общее направление: побольше образов и картинок, поменьше голых рассуждений или пересказов в духе: 'Друзья посидели в баре, а затем приступили к работе. Джек долго проверял документацию, а Джон следил за погрузкой упаковок клякибизма. Потом они расплатились с трёхголовыми кутюкскими таможенниками и взяли курс на Альфуцентавра'. Когда нет картинки, очень сложно "вжиться" в текст, он проходит мимо. Кроме того, не забывайте использовать сквозные образы, которые, как якорьки, держат читательское внимание на протяжении всего текста. При этом сквозной образ должен развиваться от одного упоминания к другому, а его развитие - соотноситься с общим развитием сюжета. Это очень эффективный приём, хотя, конечно, и не шибко оригинальный (но всё же не штамп). С образами есть свои опасности. С одной стороны, следует избегать простого копирования уже изъезженных метафор, с другой стороны, в поиске 'своего' нужно опасаться вычурности. Другая опасность - анахронизмы. То есть, когда для иллюстрации неоправданно используется образ из иной эпохи или иного мира. Помню, как-то попался конкурсный рассказ, где описывалось порабощённое чужими человечество, давно утратившее цивилизацию, письменность и т.п. И вот, глазами мальчика из этого мира описываются пришельцы, и он сравнивает их с дирижаблями. Но, помилуйте, где ж мальчонка мог увидеть дирижабли, если цивилизация уже несколько поколений в руинах? Количество анахронизмов множится со страшной силой, как только авторы дерзают писать историческую фантастику - о дореволюционной ли России, средневековой ли Европе или вообще древних дикарях. Посему нужно помнить, что подбирать образы следует из естественной среды героя, а не читателя. Ошибка№4. Излишняя детализация - отсутствие соли многие блюда делает несъедобными, однако и перебор с солью приводит к тому же эффекту. Это в полной мере относится к употреблению детали в тексте. Деталей не должно быть лишних, только необходимые и только работающие (никаких 'нестреляющих' красивостей). Когда предметов или деталей слишком много, внимание рассеивается, читатель начинает зевать. Кроме того, излишняя детализация оставляет меньший простор для читательской фантазии, и, соответственно, делает текст скучнее. Здесь следует упомянуть любовь некоторых начинающих к простому перечислению описываемых предметов. Текст становится подобен бесконечным пыльным кабелям метрополитена. Однообразный поток перечислений (деталей, предметов, персонажей) быстро приедается и возникает желание проглядеть всё по диагонали. Взято отсюда |
Автор: | Citron-El [ 01 апр 2013, 10:51 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Для писателей (полезные материалы) |
Клише (от фр. cliché), также штамп в литературе - шаблонные выражения, образы, сюжеты. В творческой среде клише воспринимаются негативно и высмеиваются. В качественной литературе недопустим следующий набор клише: "Усталые, но довольные", "мороз крепчал", "пулей выскочить", "смущенно покраснеть", "распахнуть доверчивые глаза", "первые крупные капли дождя", "мороз, посеребривший...", "гулко отдавались шаги", "женщина удивительной судьбы", "пройдя весь путь", "обжигающий чай", "воцарилась тишина", "непокорные кудри", "в гордом одиночестве", "виновник торжества", "закат, позолотивший...", "грозное оружие", "нежная дымка", "румяное яблоко", "руки как крылья", "лебединая шея", "ветер шумит в ушах", "туман стелется", "печаль/грусть/тоска в глазах", "мех как бархат", "колдовское снадобье", "лицо затуманилось/засветилось от счастья", "грани разумного", "праведное негодование", "оскорбленная невинность", "непредвиденное стечение обстоятельств", "в бесплодных попытках", "стражи порядка", "усмехнуться в усы", "хитрый прищур глаз", "волосы/кудри разметались во сне", "грудь высоко вздымалась", "весь затрясся от негодования", "лицо исказилось от ненависти", "наброситься с поздравлениями", "герой не ее романа", "внутри все похолодело", "жаркие объятия", "зеленая красавица", "сон праведника", "орлиный взгляд", "ледяной/холодный взгляд", "волевой подбородок", "непокорные вихры", "бездонные глаза", "тоненькая как тростинка", "усталые и добрые глаза", "цвета спелой пшеницы", "васильковые глаза", "с непоколебимой уверенностью", "с веселой хитринкой", "задорно смеяться", "скрипеть зубами от досады", "вскочил, готовый к действиям", "непроглядная/кромешная тьма", "досадливо отмахнуться", "хрупкое белокурое создание", "походка пантеры/кошачья походка", "на город пали сумерки", "скупая мужская слеза", "нежный девичий взгляд", "весело щебетать", "как-то по-особенному взглянуть", "оставить после себя смутное ощущение чего-то радостного", "смеркалось", "в воздухе пахло весной", "волосы рассыпались по ее плечам, как шелк", "глаза, как угли", "сгорать от страсти", "прильнуть к губам (или еще чему...)", "серебрится снег/лунный свет", "галантный француз", "чопорный англичанин", "загадочная русская душа", "яркие звезды/пышная растительность", "жертва страсти/любви", "солнце садилось", "ветер дул", "голубые глаза", "он побледнел", "ломкая психика", "мрачные глубины", "строить глазки", "чуткая душа", "трепетное сердце", "годы несутся, словно конь", "время, злой палач", "пышное цветение", "свет души", "чешуя как золото/медь", "мраморная кожа", "глаза как алмазы", "встал со скрипучего стула", "подошел к распахнутому окну", "скудный ужин", "наивное дитя", "благородный воин", "краснеть от едва сдерживаемой ярости", "упасть в объятия", "волшебный мир детства", "заботливые материнские руки", "суровый взгляд отца". Безусловно, это далеко не полный каталог литературных шаблонов, однако, вчитываясь в данную подборку кочующих из книги в книгу метафор и образов, я обратила внимание, что некоторые из перечисленных "штампов" в действительности являются устойчивыми выражениями ("кошачья походка", "выскочить пулей") и традиционными описательными приемами, важными для передачи достоверной информации о внешних и внутренних особенностях персонажа ("холодный/ледяной взгляд") или специфики того или иного явления ("яркие звезды"). Это свойственные для любого языка слова-метки, замена которых новоизобретенными фразеологизмами может привести к определенного рода недопониманию между читателем и автором текста. "Я, конечно, могу поменять штамп, и, например, заявить, что "фонарь" отныне буду считать "светарем", по созвучию со словом "свет", или даже "тапримаком" безо всякого созвучия с чем-либо, но это вряд ли продуктивно". Поскольку для мироздания характерны четкие, устойчивые законы, описываемые людьми явления и понятия остаются неизменными на протяжении тысячелетий. Следовательно, искать оригинальные обозначения для предметов, знакомых каждому человеку с детства, не имеет смысла, и употребление штампов в подобных случаях оправдано и уместно. Поползновения включить в число запрещенных клише такие словосочетаний, как "голубые глаза" и "лунный свет" заставляют меня подозревать современных литературных критиков в некомпетентности. "Блондин/блондинка с голубыми глазами", "стелющийся над озером туман", "лунный свет, озаряющий тропы", вне всякого сомнения, являются стереотипными образами, присущими 90% художественных произведений, но это формы, придуманные не людьми, а той высшей и не менее стереотипной инстанцией, которую принято называть Богом или природой. Вся человеческая жизнь состоит из "штампов". Повторяются житейские ситуации, повторяются мысли и действия, улыбки и истерики, праздники и злоключения. Повторяются слова. И в реалиях повседневности они почему-то не кажутся устаревшими или неуместными. Литература описывает ту же самую жизнь, пусть и облекая ее в сплетение витиеватых и красочных фраз, и использование шаблонных формулировок - лишь способ активизировать эмоциональное восприятие текста, изначально лишенного визуальных и слуховых образов. Искусные манипуляции штампами создают иллюзию простоты изложения, дают возможность легкого понимания предложенных писателем или поэтом событий. Когда человек пропускает через призму сознания давно знакомые образы и обозначения, он способен достовернее сопоставить в уме выдумку и реальность, в то время, как к непривычным представлениям о действительности ему прежде необходимо адаптироваться, что значительно замедляет процесс уяснения заложенных в тексте идей. Более того, в погоне за оригинальностью зачастую утрачивается первоначальный смысл произведения, поэтому избегать стоит не штампов, а неумелого новаторства. Однако я не стану отрицать, что употребление шаблонных формулировок должно быть обдуманным и осторожным: если есть возможность вычеркнуть лишнее слово - всегда будет разумно его вычеркнуть. Наиболее распространенные сюжетные штампы: - Герою предлагают взяться за дело (раскрыть преступление, отправиться в путешествие и т.п.), он поначалу отказывается, но потом, поразмыслив, соглашается. - Герой мстит за погибших родителей. - Герой или героиня влюбляется в злодея/злодейку, хотя понимает, что это может стоить ей/ему жизни. - Герой отправляется за советом к мудрецу, и тот, чуть-чуть поломавшись, решает все проблемы. - Герой не только справляется с врагами, но получает любовь и полцарства в придачу. Решающий поединок героя со злодеем. - Сцена «пожалуйста, не умирай» с последующим оживлением. - Масштабные злодеяния и спасения: антагонист мечтает погубить вселенную, герой ее спасает. - Герой тайно проникает в логово злодея и узнает важные сведения. - В ответственный момент лучший друг предает главного героя. Клишированные мотивы фольклора: - Герой, которого все вокруг считают дурачком и недотепой, становится победителем благодаря смекалке, мужеству и терпению. - Самая прекрасная героиня непременно будет женой победителя. - Богачи – до абсурда скаредны и глупы. - Те, в чьих руках сосредоточена власть и управление, обычно инертны и трусливы, а в конце посрамлены. Взято отсюда |
Страница 1 из 7 | Часовой пояс: UTC |
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group http://www.phpbb.com/ |