-->
* Вход   * Регистрация * FAQ    * Поиск
Текущее время: 29 мар 2024, 02:05

Часовой пояс: UTC


cellspacing=/div
Для писателей (полезные материалы)
Модераторы: Citron-El, Матрена Филипповна, Malena, Персефона
Начать новую тему Ответить на тему На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7  След.
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 10 сен 2013, 15:46 
Не в сети
Аватар пользователя

Зарегистрирован:
23 сен 2012, 14:23
Сообщений: 5015
кррруто))) особенно пункты 2, 4 и 5 :-)

_________________
But the truth is I need others to find the will, to find the point in anything...©


Вернуться наверх
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 10 сен 2013, 17:07 
Не в сети
Аватар пользователя

Зарегистрирован:
25 сен 2012, 14:08
Сообщений: 3818
А меня пункт 1 впечатлил Изображение

_________________
Творец не поручает задач, не снабдив условием для их решения. ©


Вернуться наверх
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 10 сен 2013, 17:40 
Не в сети

Зарегистрирован:
30 мар 2013, 15:32
Сообщений: 774
Malena, класс! Наверное это то, что называется высшим пилотажем в литературе.

P.S. Заберу на свою страницу вконтакте.


Последний раз редактировалось Лючия 16 сен 2013, 16:18, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться наверх
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 10 сен 2013, 18:17 
Не в сети
Аватар пользователя

Зарегистрирован:
21 сен 2012, 18:44
Сообщений: 4059
Я так рада, девочки, что вам приглянулся этот пост и каждая из вас увидела там что-то для себя :-):

Моя любимая фраза о критике на нынешний момент:

"Как сладки критические замечания, исходящие из дружеских уст; в них веришь; от них становится грустно, ибо нет сомнения в том, что они правильны, но они не причиняют боли".

©Оноре де Бальзак

_________________
Whistle in the dark


Вернуться наверх
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 12 сен 2013, 21:21 
Не в сети
Аватар пользователя

Зарегистрирован:
21 сен 2012, 10:12
Сообщений: 11542
Жили были три поросенка...

Редактор, корректор и бета-ридер

Не так давно у нас вышел спор о том, что делает редактор, а что входит в обязанности самого автора. Поскольку мне сейчас об этом рассказывают на курсах, постараюсь внести ясность :)

Итак, корректор - это человек, который делает вычитку текста на предмет устранения грамматических ошибок перед публикацией. Там, где Word не справился, поможет корректор, знающий правила орфографии, пунктуации и так далее. Задача корректора чисто техническая.

Его обязанности (из вики):
- вычитка текстов перед их публикацией в издании
- отслеживание правильности написания терминов, условных сокращений и обозначений (в том числе единиц измерения), символов (графических знаков);
- устранение неясностей в написании отдельных букв и знаков, неправильной разбивки текста на абзацы, проверка правильности оформления таблиц, иллюстраций, справочных вставок, сносок, ссылок, цитат;
- согласование выявляемых погрешностей с редактором, пометка для редактора и автора всех незамеченных ими в оригинале ошибок.

Литературный редактор - это человек с бОльшим кол-вом обязанностей и задач, в т.ч. и подготовка книги к изданию. Сейчас - о работе с текстом.

На первом же занятии нам предложили найти ошибки в тексте:

Антон сидел у окна и курил. На улице шел ливень и прилично барабанил по стеклу. Парень задумчиво наблюдал за неуверенно скользящими по окну каплями и думал о вечном.

Можете себя проверить :) Нашли к чему придраться? Под катом та ошибка, на которую в первую очередь должен обратить внимание редактор.

Какие на фиг "неуверенно скользящие капли", когда ливень барабанит по стеклу? :-) Смысловая ошибка!


Самая высокая квалификация - это обнаружение подобных ошибок. Редактор должен внимательно вчитываться в содержание, следить за ходом мысли автора, работать в тесном взаимодействии с ним при доработке текста. Можно подчеркнуть, что успех этой работы во многом зависит от того, может ли редактор поставить себя на место автора. В идеале это тандем творческих личностей.

Помимо всестороннего анализа, в обязанности редактора входит лит. правка.

Литературная правка (из вики):
- Исправление лексических ошибок, нарушений норм словоупотребления.
- Стилистическая правка текста, стилизация.
- Логическая правка – устранение логических ошибок, совершенствование композиции текста (последовательность изложения, разбивка на смысловые фрагменты).
- Сокращение и переделка текста без изменения смысла (устранение повторов, "вязкости", лишних подробностей и т.д.)

Внимание! Есть одно большое "НО"! Редактор не предлагает своих вариантов переделки текста (если только по желанию) В его задачи входит указать на ошибку, отметить повтор, дать рекомендации. Исправлять, переписывать, улучшать - это уже работа автора.

Наконец, бета-ридер - тот, кто по просьбе автора читает текст перед его передачей для публикации. Проще говоря, читатель-испытатель, который может помочь автору с запятыми и орфографией, а также обратить внимание на логические нестыковки. Но все-таки не в пирогах счастье главная ценность бета-ридера не в правках. В отличие от корректора и редактора, которые смотрят на текст, как врачи, анализируя, сравнивая с нормой, оценивая по образцу, отыскивая изъяны, читатель просто читает :) и описывает свои впечатления от текста. Нет какого-то четкого списка пожеланий к бета-ридерам, так как у каждого автора свои потребности, но есть фактор успешного взаимодействия - тот же, что и у автора и редактора, - взаимопонимание.

Бета-ридинг в художественной литературе (из вики):

Во многих случаях бета-ридерами художественных текстов выступают родные, близкие и друзья автора. Например, в том, что свои новые написанные произведения они прежде всего читают своим жёнам и учитывают их мнение, признаются в своих интервью многие писатели. В других случаях бета-ридером выступает близкий по творческим устремлениям литератор

Мне остается только подписаться под выделенной строчкой.
Спасибо моим близким по творческим устремлениям за поддержку! smiley-angelic005*
Желаю всем литераторам найти товарищей в таком нелегком деле, как писательский труд!

_________________
Дерево надежды, стой прямо! ©


Вернуться наверх
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 14 сен 2013, 15:10 
Не в сети
Аватар пользователя

Зарегистрирован:
25 сен 2012, 14:08
Сообщений: 3818
Я первым делом обратила внимание на вот эти слова:
Цитата:
Антон сидел у окна и курил. На улице шел ливень и прилично барабанил по стеклу. Парень задумчиво наблюдал за неуверенно скользящими по окну каплями и думал о вечном.

Как-то не состыковались они у меня :ne_vi_del: Получается верно угадала.)

_________________
Творец не поручает задач, не снабдив условием для их решения. ©


Вернуться наверх
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 16 сен 2013, 16:23 
Не в сети

Зарегистрирован:
30 мар 2013, 15:32
Сообщений: 774
И я решила дополнить нашу мастерскую. По моему мнению самое трудное - это начало.

Как написать интригующее начало

Подавляющее большинство рукописей отвергается после того, как редактор прочитает первую страницу. Если автору не удается сразу захватить внимание читателя, никто не будет искать в книге умные мысли и прекрасные чувства. Удел всех рукописей со слабым началом – мусорная корзина.

В каких случаях начало «провисает»?

Оглашение банальных истин или банальных вопросов

«Куда ведет нас судьба — никому неведомо и куда она приведет нас — никто не знает».

Длинные и вычурные описания природы и т.п.

«Маша шла по золотистому пшеничному полю. Тяжелые налитые колосья клонились почти до самой земли, набрав в себя за долгое лето все соки родной почвы. Ветер колыхал их, и казалось, что это желтые морские волны набегают одна на другую. То здесь, то там синели васильки, похожие на прекрасные синие глаза. Гудели мохнатые шмели, спеша собрать всю позднюю августовскую пыльцу для своих деток».

Сюжетные штампы

«Володя проснулся, открыл глаза и испуганно сел на кровати» - так начинается огромное число романов новичков.

Нарочитый романтизм

«Каменное изваяние стояло посреди площади. Что проносилось перед его неподвижным ликом? Какие события осели пылью на его почерневших от времени плечах?»

"Фальшивая тайна"

"В этот день, в пятницу лета 1990 года, произошло одно примечательное событие. Маша пошла в булочную. Там она купила два батона и булочку".

Если автор пытается заинтриговать читателя, то пусть это действительно будет что-то достойное внимания.

"Лишние люди"

"Иван Иванович, бухгалтер 38 лет, толстенький, плешивый, в синем чесучевом костюме, сел в такси. Он долго смотрел в окно на пролетающие мимо машины, на фонарные столбы и думал о своей жене Ирине. Она, верно, уже сготовила обед. Ирина была молодой статной блондинкой. К тому же она закончила кулинарный техникум и была прекрасной поварихой. Иван Иванович настолько расслабился в предвкушении вкусного борща, что совершенно забыл о своем портфеле, где, впрочем, не лежало ничего важного, кроме носового платка и квитанции из химчистки. Иван Иванович поднялся к себе в квартиру и вспомнил о портфеле только тогда, когда шофер уже уехал.

И все — больше ни Иван Иванович, ни его жена Ирина, ни портфель в тексте не упоминаются. Роман посвящен соседу Ивана Ивановича, которого он встретил на лестничной площадке.

Философия не к месту

Многие новички пытаются сразу вывалить на читателя «главные мысли». И вот появляются отвлеченные рассуждения о смысле бытия, сетования на непонятость или описания любви как чувства. Обычно это растягивается страницы на 3-4, и только потом автор переходит к делу: к истории, которую он хочет рассказать. Беда в том, что редактор бросит читать такую рукопись еще на второй странице.

Книга не должна начинаться с философских концепций и нравоучений. Философия – это соль произведения, и никто не начинает обед с ложки соли.

Писатель — это продавец эмоций, поэтому ему всегда следует помнить, что люди готовы платить только за сильные эмоции — любовь, страх, любопытство, смех. Вот их и надо возбуждать с самого начала.

Как делать интересную завязку, можно поучиться у Бориса Акунина – он в этом деле мастер:

"В понедельник 13 мая 1876 года в третьем часу пополудни, в день по-весеннему свежий и по-летнему теплый, в Александровском саду, на глазах у многочисленных свидетелей, случилось безобразное, ни в какие рамки не укладывающееся происшествие" ("Азазель")

Сразу возникает ощущение эпохи и сразу появляется интрига. И все это умещается в одно предложение.

"Женщина есть тварь хилая и ненадежная, сказал Блаженный Августин. Прав мракобес и женоненавистник, тысячу раз прав. Во всяком случае, в отношении одной особы по имени Варвара Суворова". ("Турецкий гамбит")

Спорное утверждение, которое тут же "поднимает на дыбы", и в то же время описывает главную героиню. Опять же - появляется интрига: что это за женщина? Почему о ней так говорят?

Еще один вариант отличного начала – «Кысь» Татьяны Толстой:

«Бенедикт натянул валенки, потопал ногами, чтобы ладно пришлось, проверил печную вьюшку, хлебные крошки смахнул на пол - для мышей, окно заткнул тряпицей, чтоб не выстудило, вышел на крыльцо и потянул носом морозный чистый воздух. Эх, и хорошо же! Ночная вьюга улеглась, снега лежат белые и важные, небо синеет, высоченные клели стоят - не шелохнутся. Только черные зайцы с верхушки на верхушку перепархивают. Бенедикт постоял, задрав кверху русую бороду, сощурился, поглядывая на зайцев. Сбить бы парочку - на новую шапку, да камня нету. И мясца поесть бы неплохо. А то все мыши да мыши - приелись уже».

Один абзац – а картина уже стоит перед глазами. А летающие зайцы и мыши, годные в пищу, возбуждают любопытство: как это может быть?

Михаил Булгаков начинает «Собачье сердце» так:

«У-у-у-у-у-гу-гуг-гуу! О, гляньте на меня, я погибаю. Вьюга в подворотне ревет мне отходную, и я вою с ней. Пропал я, пропал. Негодяй в грязном колпаке - повар столовой нормального питания служащих центрального совета народного хозяйства - плеснул кипятком и обварил мне левый бок. Какая гадина, а еще пролетарий. Господи, боже мой - как больно! До костей проело кипяточком. Я теперь вою, вою, да разве воем поможешь».

Один абзац и читателю уже интересно: что же дальше будет с этим бедолагой?

Хрестоматийный пример - «Анна Каренина» Льва Толстого:

«Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему.

Все смешалось в доме Облонских. Жена узнала, что муж был в связи с бывшею в их доме француженкою-гувернанткой, и объявила мужу, что не может жить с ним в одном доме».

Одним словом, беспроигрышный вариант - любопытное проишествие, описание интересной ситуации или интересного человека. Высший пилотаж - удачная шутка, самоирония. Исключение из этого правила есть, но только одно: автору позволено нарушать любые правила, если он мастерски владеет русским языком.

«Северный ветер пахнет ванилью, северо-восточный – масляными красками, южный – цементом и пылью. Самый лучший – западный ветер: в той части города расположен бор, клином врывающийся едва ли не в самый центр города. Жизнь в Чердачинске, лежащем в низине, зависит от направления ветра, потому что горы, торчащие вокруг, не дают смогу рассредоточиться, вот он и висит над домами, незримой панамкой.
Все чердачинцы обладают повышенно развитым обонянием. Ибо если ты обитаешь где-нибудь между булочной и табачной фабрикой, на пути к лакокрасочному заводу или на задах кондитерской фабрики, существование твоё окрашивается в конкретные запахи и цвета, игнорировать которые нет никакой возможности».


http://vk.com/just_writers


Вернуться наверх
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 27 сен 2013, 23:04 
Не в сети
Аватар пользователя

Зарегистрирован:
21 сен 2012, 10:12
Сообщений: 11542
Лючия писал(а):
Длинные и вычурные описания природы и т.п.


Да, да, да :-) Небо, как черный бархат с серебряным отливом ... сумерки переплетаются с ночью в затихающей песне соловья ... тонкие нити света пронизывают темноту... она висит... и висит она вся такая ... и светится!

Грешу этими золотисто-серебристо-бархатными-кружевами из природных описаний в начале повествования. :nez-nayu:

Лючия писал(а):
«Володя проснулся, открыл глаза и испуганно сел на кровати» - так начинается огромное число романов новичков.


О, а это начало Трилогии в чистом виде))) когда еще не полезли из меня все эти убитые будильники и прочая декоративная анатомия))))

PS А нам на курсах в пример приводили вот такое идеальное начало произведения:

Однажды играли в карты у конногвардейца Нарумова. Долгая зимняя ночь прошла незаметно; сели ужинать в пятом часу утра.

_________________
Дерево надежды, стой прямо! ©


Вернуться наверх
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 17 ноя 2013, 16:17 
Не в сети
Аватар пользователя

Зарегистрирован:
21 сен 2012, 10:12
Сообщений: 11542
Мэри-Сью-конвейер: как создать идеальную героиню.

Итак, мечтой всей вашей творческой карьеры стало создание идеального персонажа. Почему? Может быть, вы хотите претворить в жизнь все свои несбыточные мечты? Завести роман с героем канона, унизить героиню, которая вам не по душе, ловить восхищенные взгляды персонажей... Да? Ну, никто не сомневался, если честно.

В таком случае приступим...
Разберем стратегии для создания идеальной ОЖП.


1. Вам нужно придумать имя для своей героини. Оставьте Кать, Маш и Ленок в покое. Ведь как корабль назовешь, так он и поплывет. Зачем вам заурядные второсортные имена? Особенно русские эти — жуть как читателю уже надоели. Да и надо подчеркнуть необычайность натуры ОЖП чем-нибудь незаурядным. Раскройте словарь женских имен и выбирайте самое длинное. Арабелла? Неплохо. Ариадна? Еще лучше. Но лучше всего, если имя вашей героини будет единственное в своем роде: придумайте его сами, но не забудьте о благозвучии. Четыре слога минимум. Кстати, вы напомните о своей оригинальности, если дадите русской девушке японское имя. О значении его не беспокойтесь — никто из ваших читателей не будет вникать в это. Зато как классно звучит: «Девочка Юки из города Рязань». Главное — красота и благородность. Ведь имя Мэри Сью — одна из главных черт ее узнавания.


2. Биография — важная составляющая. Если ваша ОЖП обычная девчонка, то это портит фанфик на корню. Кому интересны эти заурядные тян? Настало время драматических историй. Чтобы вашу героиню полюбили, достаточно придумать ей грустное прошлое. Ее родители умерли, едва малышке исполнилось пять лет, она жила в приюте/у злых родственников/на улице, но смогла стать достойной девушкой. Или ее родители вечно в разъездах, не уделяют внимание дочурке и вместо опеки суют ей деньги, которых и так куры не клюют. Жизньболь в вакууме. Это пробивает на жалость. Но не всегда читателю хочется чего-то грустного. Порой достаточно, чтобы ваша героиня была благородных кровей. Принцесса, графиня, например, сбежавшая от гнета строгого отца, который вечно хмурил темные брови и настаивал на свадьбе с каким-то лысым толстяком. Вы бы тоже не захотели такой судьбы, согласитесь. Еще один вариант: Мэри с детства обладала силой, способной разрушить целый мир, оттого была заточена в башне на многие годы. Но волею судеб она спасается оттуда и идет путешествовать по свету. Но самое крутое, когда Мэри — дочь какого-нибудь сильнейшего персонажа канона. Злодея, героя ли, не столь важно. Прошлое Идеальной Героини должно быть ярким и более чем запоминающимся, знайте это.


3. Теперь время одежды. Вот тут уж обязательно нужно дать волю фантазии. Идеальная Героиня не может быть обделена шмотом. Описывайте все: маечки, топики, юбочки, платья и остальные предметы гардероба, да с такой тщательностью, чтобы читатель живо представлял, все, что надето на ОЖП. Но зачастую люди, читающие фанфики, слишком обделены фантазией, чтобы самостоятельно вообразить весь придуманный вами наряд. Тогда на помощь придут ссылки. Просто находите самый вульгарный костюм на сайте секс-шопа, открываете в новой вкладке, копируете ссылку и... вуаля! Вы великолепны. А безмозглому читателю даже не надо напрягать свои извилины. Ведь прямым текстом написано : «Энджела была одета вот так %ссылка%». Также уделяйте внимание моменту, когда героиня собирает вещи в чемодан: обязательно перечислите все предметы гардероба, которые она с собой взяла. Если вы хотите более положительного резонанса от критиков, то описывайте в этот момент каждую вещь от и до. Но в случае, когда все-таки вы решили обойтись без ссылок и самостоятельно нарядить героиню, нет ничего сложного. Максимум бижутерии, минимум мешающей одежды. Латекс, кстати, всегда в моде, но его можно заменить черной кожей: в обтягивающем наряде легко сражаться. Запомните, черепа, каблуки двадцать пять метров и колготы в черную сетку вне времени и моды всегда. Если все-таки Мэри в драку лезть не планирует, то для нее подойдет и роскошное платье. Только не забудьте указать, где и какой сапфир пришит. Складки описывать тоже обязательно.


4. Как насчет характера? Ведь он должен быть крепким у любой Мэри Сью, иначе ей так просто не пережить все трудности, какие сваливаются на ее умную голову. Подумайте, кем бы всегда хотелось быть вам... Активной девушкой? Хорошо, теперь героиня активная. Циничной и холодной? Без проблем, настоящая стерва. Талантливой во всех областях? Теперь ОЖП художница, солистка рок-группы и чирлидер. ОЖП должна уметь быть язвительной и ехидной, но при этом не терять благородства. Гордыня также может относиться к качествам Идеальной Героини, впрочем, мы-то знаем, что такой девушке точно есть чем гордиться.


5. Опишем внешние данные. Обычно типичные представительницы расы Мэри Сью бывают двух видов: «Она была прекрасна, как ангел» и «Она была роковой красоткой/стервой/сучкой/пацанкой». Выберете любой тип в зависимости от вашего личного характера. Если вам не подходит ни то ни другое, то сделайте ОЖП обычной рядовой девчонкой, но потом обязательно должно выясниться, что вовсе она не обычная, и с легкостью доведет до баттхерта всех представительниц прекрасного пола канона. Особенное внимание уделяйте глазам. Они должны быть огромными и сияющими, какого-нибудь замысловатого цвета (нефритовые, например, или ониксовые). В них обязательно должно что-то «виднеться». Кстати, не забудьте рассказать о длине каждой реснички вашей Мэри и о прекрасном изломе ее темных бровей, иначе читатель (который, как мы помним, лишен фантазии) не сможет нормально представить вас вашу героиню. Что касается волос, то «их шелк» должен спадать по плечам ниже талии. Цвет выбирайте в зависимости от типажа, хотя, «иссиня-черные» или «золотистые» — беспроигрышный классический вариант. Пухлые губы, нежная кожа, розовые щечки и большая грудь всегда смогут привлечь главного героя канона, оттого не забудьте упомянуть об этих прелестях.


6. Скрытый потенциал. Все Мэри Сью в фэнтези-фанфиках обладают неведомой силой. Если хотите разнообразить работы в фандоме, по которому пишете, то наделите свою тян потенциалом, о котором доселе никто не слышал и не задумывался. Огромная разрушающая сила, от которой герои каноничного произведения будут просто в шоке. Если же фанфик не подразумевает никакой магии и прочего, то ОЖП должна быть просто крутой девчонкой. Лидер рок-группы, например. Или в последнее время в фанфиках часто мелькает упоминание того, что Мэри любительницы мотоциклов и гонок. Кроме этого от ОЖП должно исходить превеликое обаяние, и коридоры школ и универов должны быть просто пропитаны ее феромонами. В общем, просто подумайте, о чем бы вы мечтали, будь на месте своей Сьюхи.


В общем, на этом все. Если вы грамотно воспользовались всеми стратегиями, то ваша идеальная ОЖП готова, и вы можете с легкой руки запускать ее к героям канона. Ой, не удивлюсь, если ваш любимчик фандома просто не устоит перед ее красотой и обаянием. Ваша Мэри Сью великолепна, как и вы.

Спасибо.
Удачи.

(с) Gilbert Richter

_________________
Дерево надежды, стой прямо! ©


Вернуться наверх
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 18 ноя 2013, 08:24 
Не в сети
Аватар пользователя

Зарегистрирован:
21 сен 2012, 10:12
Сообщений: 11542
— А что такое, кстати, джентльмен?
— Человек, который никогда не носит булавок в лацкане пиджака.
— Чепуха! Социальный ранг человека определяется тем, съедает он весь сэндвич или только то, что положено на хлеб.
— Это человек, который предпочтёт первое издание книги последнему выпуску газеты.
— Человек, который никогда не производит впечатления наркомана.
— Американец, который способен осадить английского дворецкого и заставить его думать, что он такой и есть.
— Человек, который происходит из хорошей семьи, получает образование в Йеле, Гарварде или Принстоне, имеет деньги, хорошо танцует, ну и всё такое.
— Наконец-то прекрасное определение! Кардинал Ньюмен не придумал бы лучше.
— Я думаю, нам следует рассмотреть этот вопрос более широко. По-моему, Авраам Линкольн сказал, что джентльмен это тот, кто никому не причиняет боли?

(с) Фрэнсис Скотт Фицджеральд "Прекрасные и проклятые"

_________________
Дерево надежды, стой прямо! ©


Вернуться наверх
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 27 ноя 2013, 19:37 
Не в сети

Зарегистрирован:
30 мар 2013, 15:32
Сообщений: 774
Может кому-то будет интересно. Мне очень понравилось это интервью. Кстати, некоторые советы Лукьяненко кардинально отличаются от тех, которые обычно дают начинающим авторам.



Вернуться наверх
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 27 ноя 2013, 19:58 
Не в сети

Зарегистрирован:
30 мар 2013, 15:32
Сообщений: 774
Citron-El, кстати, про Фицджеральда... "Лунный свет прокрался сквозь лозы и слушал... Светляки ловили их шепот, словно просили его оторваться взглядом от её глаз".

У меня в последнее время появилась манечка выискивать недостатки у классиков. Прям не знаю, что с этим делать))

Правда, мне кажется, что "оторваться взглядом" напортачил переводчик.


Вернуться наверх
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 27 ноя 2013, 20:28 
Не в сети
Аватар пользователя

Зарегистрирован:
21 сен 2012, 10:12
Сообщений: 11542
Лючия, очень классная запись! :co_ol: :co_ol: :co_ol:
Опыт реальных писателей, безусловно, лучше всяких методичек....

До 13-той минуты пока только досмотрела, но уже куча мыслей.

1) "Читатель не избалован сложными текстам" (с) Хорошо сказал :-) Вообще он прав, конечно. Нам и на курсах говорили, что язык сейчас к упрощению стремится, но все-таки если говорить о переключении действующих лиц, сложность полностью от мастерства писателя зависит. Смотреть на происходящее с разных ракурсов, как правило, интересно. Прием универсальный, надо только уметь грамотно им воспользоваться.

2) Про идеи. Мне кажется, что идеи приходят, когда есть внутренняя устремленность, проще говоря, если человек настроен на поиск, тогда толчком к рождению идеи может послужить всё, что угодного: книга, песня, передача по телевизору, разговор с другом, случайная мысль во время прогулки. И - да, когда погружаешься в процесс, поиск идет непрерывно. Я в таком режиме уже лет пять живу. И, кстати, компьютерные игры для меня тоже были методом борьбы с "провалами". Отличный способ мозг расслабить, главное, не заиграться так, что все идеи выветрятся 009*

3) Про структуру. *у меня есть на эту тему классная заметка от другого писателя, но её перепечатать надо или отсканировать *
Эх, я тоже люблю в режиме реального времени... когда мир книги перед глазами разворачивается. Но у этого метода есть один охрененский недостаток. Риск уйти слишком далеко от первоначального замысла и потеряться. Печальный пример: мой мега-макси фанфик :cry_ing: Я уже не говорю о том, что это СОВСЕМ другая книга, чем та, которая задумывалась изначально, поскольку в какой-то момент я сознательно решила вернуться к началу и многое переписать. Главная проблема - объем и огромное количество информации, которую приходится держать в уме за неимением синопсиса. Все-таки когда работаешь с большим текстом, работаешь долго, не один год, без четких опорных точек в сюжете приходится тяжко.

Лючия писал(а):
У меня в последнее время появилась манечка выискивать недостатки у классиков. Прям не знаю, что с этим делать))


Знакомая проблема)) А какие мучения мне порой доставляют газеты и журналы...
В приведенном отрывке не то, чтобы ошибка (можно ведь прикасаться взглядом, убить взглядом и т.д.)
Я бы сказала, что это речевая избыточность: "словно просили его оторваться взглядом от её глаз"
Уточнение "взглядом" не нужно. Ибо чем еще он мог "держаться" за её глаза? :happy:
И - да, скорее всего напортачил переводчик.

_________________
Дерево надежды, стой прямо! ©


Вернуться наверх
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 27 ноя 2013, 21:33 
Не в сети
Аватар пользователя

Зарегистрирован:
23 сен 2012, 15:08
Сообщений: 2598
ой, Лукьяненко... Надо посмотреть интервью, как время будет. Хотя в последнее время книги этого автора уже не читаю.
По поводу советов от реальных писателей: был в одном интервью совет от дуэта Г.Л.Олди - "если можешь не писать - не пиши". Самый хороший совет, как мне кажется

_________________
Порой меня начинает сильно волновать общественное мнение... Но стоит выпить чашку хорошего чая - и все проходит!


Вернуться наверх
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 27 ноя 2013, 21:49 
Не в сети
Аватар пользователя

Зарегистрирован:
21 сен 2012, 10:12
Сообщений: 11542
Tes писал(а):
совет от дуэта Г.Л.Олди - "если можешь не писать - не пиши". Самый хороший совет, как мне кажется


Так и просится в ответ... :-) изречение Петрарки: "Я перестану писать, когда перестану жить".

Это было, кажется, первое, что я узнала о писателях, когда начала интересоваться их опытом. Существует два типа: "первый выбирает перо среди других возможных орудий деятельности и, если оно было для него единственной подходящей возможностью, откладывает его, как только выполнит свою миссию. Для второго же творчество чаще всего прекращается вместе с жизнью" (с)

_________________
Дерево надежды, стой прямо! ©


Вернуться наверх
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 27 ноя 2013, 22:04 
Не в сети
Аватар пользователя

Зарегистрирован:
23 сен 2012, 15:08
Сообщений: 2598
Citron-El
а мне кажется, это совсем не противоречит друг другу) И, зная творчество Олди, не все так просто в их совете. Я это обычно понимала как то, что писать следует не потому что надо, а потому что иначе не получается. Когда мысли не дают покоя, идеи буквально прорываются наружу и рука сама тянется к ручке или клавиатуре... А вот графоманство и писательство из серии "все могут, значит сейчас и я забабахаю бестселлер" - тут уж лучше и правда не писать. Ну или воспринимать это как тренировку навыка только

_________________
Порой меня начинает сильно волновать общественное мнение... Но стоит выпить чашку хорошего чая - и все проходит!


Вернуться наверх
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 27 ноя 2013, 22:36 
Не в сети
Аватар пользователя

Зарегистрирован:
21 сен 2012, 10:12
Сообщений: 11542
Tes писал(а):
А вот графоманство и писательство из серии "все могут, значит сейчас и я забабахаю бестселлер" - тут уж лучше и правда не писать.


Не представляю, чтобы взрослый человек сознательно так рассуждал)) Меня такая мысль посетила лишь однажды, в 10 лет, когда я решила, что смогу нарисовать абстракцию никак не хуже, чем в книге 500 шедевров. Делов-то! Пару-тройку цветных квадратиков намалевать :ps_ih: :hi_hi_hi:

А по поводу графоманов у меня на стене вконтакте классная заметка висела... правда, не знаю, кто автор...

Про графоманов
Я зол. Я недовлен. Я хотел почитать что-нибудь интересное, свежее, зашел на прозу? нажал на ссылку, открывающую случайное произведение, прочел несколько строк. Нажал еще раз... И еще... И еще... И еще... Потом мне это надоело.
Сетература = литература?
Отнимите от Сетературы Графоманию, тогда я, может быть, соглашусь с этим тождеством.

Господа хорошие, вы задумывались, почему вы пишете? Ради чего? Для кого? Что вы хотели сказать своими однообразными плоскими текстами? Чего вы хотели добиться, размещая свое творчество в сети? Славы, денег?

Я понимаю — автору нужен читатель. Но почему я должен читать весь этот мусор, эти душевные испражнения и помои, пытаясь отыскать в них жемчужины?

Автору нужен читатель, но и читателю нужен Автор. Настоящий. Пусть не мудрый, не умудренный, но и не глупый. Могущий сказать то, что не сумеют сказать другие. Умеющий видеть то, что не замечают остальные. Знающий цену точному слову. Уважающий родной язык.

Вы задумывались, что вы пишете? Прозу, стиху, рассказы, романы, эссе — это понятно, я не о том веду речь. Я о другом — вы пишете буквы и буквы, предложения и абзацы. Но за ними ничего нет. Пустота, скука. Вы занимаетесь пустословием и словоблудием. Литература подчиняется правилам, она живет по своим законам. Вы догадывались об этом?

Вам хочется писать. Я это понимаю. Процесс письма доставляет вам удовольствие. Но писание — это работа. И работа ответственная.

Вы задумывались, как вы пишете? Вы думали о людях, которые могут прочесть такое:

«... Так отдыхает человек слишком уставший от всего заработавший право на умиротворение и покой...»

«...А ты помнишь, как ты мне угрожал бросить меня?..»

«…Я заставлю казаться достаточными несколько скупых объяснений...»

«...Только с матерею своей, отцом покойным и отцом небесным говорил я сегодня. И решил называется от ныне именем Димит. И так и вы зовите меня братья...»

«...Фамилия, как всегда, немного изменил...»

«...Игнат Петрович владел очень хорошей должностью...»

Авторов на прозе.ру так много, что писателей совсем не видно. А ведь они, наверняка, есть.

Авторов много, а прочесть нечего

Так что бы я хотел видеть в литературном интернете?

Не хочу говорить за всех — у каждого свои вкусы, свои пристрастия. Скажу только за себя. А если кто не согласен — возражайте.

Огромным романам в сети не место!

Старая шутка: «почему бумажная книга лучше электронной на компьютере? А в туалет что, с монитором ходить будешь?»

Когда я сажусь перед экраном монитора и вхожу в сеть («сеть» буду писать с маленькой буквы, как и «интернет»), для того, чтобы что-то прочесть, я надеюсь найти нечто интересное и КОРОТКОЕ. Но КОРОТКОЕ не так, чтобы — «жил был хоббит, к нему пришел маг, сказал, чтобы хоббит собирался, потому что ему предстоит длиниииинннная дорога. Но хоббит не захотел идти, но тут пришли гномы... »

КОРОТКОЕ — значит КРАТКОЕ. А краткость, как известно — сестра таланта. И на этот счет не только Чехов высказался.

«Если разговор ни к чему не ведет, то и одно слово лишнее,» — Л.Н.Толстой.

«Хорошо да коротко — вдвойне хорошо, дурно да не долго — уже не так дурно», - Бальтасар Грасиан.

«Много говорить и много сказать — не одно и то же», — Софокл.

«Слова подобны листьям: дерево, производящее их очень много, приносит очень мало плодов» — А. Поп.

Лучшее, что может быть в литературном интернете — это афоризмы. Здесь кто-нибудь пишет афоризмы? Сомневаюсь. Зато «романистов» — пруд пруди.

Пишите кратко, сочно, насыщено. Хороший пейзаж — силуэт водяной мельницы на фоне ночного неба и блеск бутылочного стекла во мраке. Лента реки, искры звезд, рябая луна, похожая на каравай (шаблоны, штампы!) — это уже лишнее. Хороший диалог тоже должен быть краток. В нем не должно быть ничего лишнего. Идеальный случай — анекдот. Хороший афоризм написать сложно. Плохой роман написать проще. Кстати, афоризмы гораздо легче «пристроить». Их с удовольствием берут в «Литературную газету», в юмористические издания типа «Крокодила». Команды КВН хорошие шутки с руками оторвут. А потом, глядишь, шутки эти народными станут.

Вы хотите славы, известности? Пишите хорошие афоризмы! Не получается?

Зато романы почему-то почти все могут писать (и я в том числе).

Ладно, оставим афоризмы. Что, кроме афоризмов я хотел бы видеть в сети?

Притчи. В виде баек, сказок, былей, миниатюр, рассказов.

Притча совсем не обязана быть мудрой и поучительной. Достаточно, если она просто заставит о чем-то задуматься. Для этого нужно лишь, чтобы и автор задумался о чем-то. Придумал какую-то ситуацию для героя, неожиданную развязку, оставил бы неразрешенным какой-то вопрос — пусть читатель сам решает, пусть думает.

Догадываюсь, что с притчами тоже дело обстоит туго.

Хорошо, автор! Тогда напиши для читателя рассказ. Небольшой, конечно же. Краткий. И не по объему, а по насыщенности текста. Напиши такой рассказ, чтобы прочитав первую строчку, захотелось прочесть вторую. а вторая потянула бы за собой третью. И дальше, дальше, не давая читателю заскучать, отвлечься, вспомнить о работе, о делах...

Завязка-кульминация-развязка. Вы думаете, это учителя литературы для школяров придумали? Это литераторы придумали! Писатели. Конечно, форма эта необязательная. Но она много лучше, чем плоское бесформие, которого тут (на прозе.ру) предостаточно.

Дайте увлекательную завязку.

Доведите действие до головокружительной кульминации.

Придумайте неожиданную развязку.

Главное для рассказа — действие. Статика скучна.

Главное для героя — движение, развитие. Говорящая кукла, даже если это сам автор, оставляют читателя равнодушным.

Конечно, если автор пишет для себя, то он может не думать о читателе. Но ведь здесь (на прозе.ру) все почему-то выставили свои тексты на всеобщее обозрение. Ждут отзывов. И значит, в той или иной степени местные авторы хотят, чтобы их прочли. Значит, не только для себя пишутся все эти тексты.

Сегодня на одном форуме прочел сообщение, что, мол, учиться грамотно (в широком смысле) писать — лишнее, бесполезное занятие. Мол, надо просто взять ручку-бумагу и писать.

Ага. А чтобы делать кино, надо лишь взять камеру и снимать. И чтобы строить дома, надо купить стройматериалы и инструмент — и строй себе. Чтобы борщ варить, надо кастрюлю с водой на газ поставить — и вари себе. А учиться не надо! Зачем голову ерундой забивать? Ведь у каждого свой путь. Каждый варит, что умеет.

А ведь варево-то кому-то придется кушать. (с)


Мне кажется, что как раз такие люди выбирают перо, как самое доступное орудие пыток. Вот только миссии у них нет никакой, поэтому процесс становится бесконечным.

_________________
Дерево надежды, стой прямо! ©


Вернуться наверх
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 07 дек 2013, 13:44 
Не в сети

Зарегистрирован:
30 мар 2013, 15:32
Сообщений: 774
Недавно писала сцену поединка. Решила поискать советы и примеры. Вот, что нашла, может кому-то пригодится.

Как описать динамичные сцены?


Итак, если Вы читаете эту статью, Вы, вероятно, кое-что знаете о том, как нужно хорошо писать. Возможно, у Вас есть сюжет. У вас в голове есть готовые сцены. Быть может, у вас вообще уже все готово и вы просматриваете свою работу. Но все еще что-то не так с динамическими сценами.

Они перенесены на бумагу в точности так, как сложились у вас в голове, во всех деталях. И все же – до слез обидно – вместо экшна Вы имеете сцену, не
производящую иного впечатления, кроме ощущения мирного восхода солнца.

Экшн состоит из быстрой смены действий, нечто прямо противоположное медленному восходу. Конечно, каждый знает это. Но всегда остается вопрос, как же описать эти действия правильно. Каждый из нас с этим когда-нибудь сталкивался, и некоторым людям может потребоваться много времени, чтобы понять, что нужно делать. А что происходит, как только они понимают? Решение кажется настолько очевидным, что они поражаются, как не видели его раньше.

Я приведу несколько простых примеров, помогающих значительно усовершенствовать уровень написания динамичных сцен. Приведенный ниже отрывок – не часть какого-то конкретного произведения, а написан специально для демонстрации того, как не нужно писать экшн. Этот пример – преувеличение того, что часто выходит из-под пера начинающего писателя. Затем мы будем шаг за шагом его улучшать, так что вы сможете четко отслеживать различия.

Итак, готовы? Начинаем:

«Джанис подпрыгнул в воздух, перемахнув через большой гранитный валун, даже не коснувшись его поверхности коричневыми кожаными ботинками. Краем глаза он заметил блеск металла и, обернувшись, увидел огромное уродливое чудовище - тролля, размахивающего здоровенным мечом, гравированным узорами в виде глаз и когтей драконов. Отскочив назад, Джанис уклонился от удара мечом и контратаковал рапирой, ее качественное, простое лезвие выдержало силу зверя.

Затем, темная фигура, которую он пытался поймать и уничтожить, попала в поле его зрения, со смехом держа наизготовку лук, и нацелила смертоносное, но прекрасное на вид оружие на Джаниса. В тот же самый момент тролль взмахнул мечом. Стрела, к счастью, только задела руку Джаниса, и он уклонился от меча, который промахнулся всего на пару дюймов. Странное создание снова натянуло тетиву, но в этот самый момент Джанис решил действовать, не желая быть пойманным между мечом тролля и стрелой темной личности. Парень прыгнул».


Скукота, не так ли? В общем, всё это могло бы прокатить, но только если внести серьёзные исправления. Ваша неудавшаяся экшн сцена может нуждаться и в меньшей переделке, чем приведенный выше отрывок. Но даже в этом случае, я предлагаю, вам прочесть каждый шаг, чтобы лучше понять, как совершенствовать свои эпизоды.

Шаг первый: убираем описания

Правильно. Если ведете напряженное сражение, разве станете замечать мелкие детали? Вы скорее заметите, что вас собираются ударить мечом. Тонны описания сводят действие на нет. Используйте большое количество описаний в тех сценах, где время течет медленно и лениво. Вспомним восход солнца.
Если вы хотите нарисовать трепетную сцену удивительной красоты, описание - ваш лучший друг! Но в экшне это ваш худший враг.

«Джанис подпрыгнул в воздух, легко перемахнув через валун. Краем глаза он заметил блеск металла и обернувшись, увидел тролля, размахивающего здоровенным мечом. Отскочив назад, Джанис уклонился от удара мечом и контратаковал рапирой, чье лезвие выдержало силу зверя.

Затем, темная фигура, которую он попытался поймать и уничтожить, попала в поле его зрения, со смехом держа наизготовку лук, и нацелила смертельное оружие на Джаниса. В тот же самый момент тролль взмахнул мечом. Стрела, к счастью, только задела руку Джаниса, и он уклонился от меча, который промахнулся всего на пару дюймов. Странное создание снова натянуло тетиву, но в этот самый момент Джанис решил действовать, не желая быть
пойманным между мечом тролля и стрелой темной личности. Парень прыгнул».


Лучше… но все еще нуждается в серьезной работе.

Шаг второй: лучше подбираем слова!

Если действие динамичное, нужно использовать слова, которые подразумевают скорость или быстроту.

«Джанис подпрыгнул в воздух, легко перемахнув через валун. Краем глаза он заметил блеск металла и развернувшись, увидел тролля, размахивающего здоровенным мечом. Отскочив назад, Джанис уклонился от удара мечом и контратаковал рапирой, чье лезвие выдержало силу зверя.

Затем, темная фигура, которую он попытался поймать и уничтожить, попала в поле его зрения, со смехом нацелив на Джаниса лук. Стрела сорвалась с тетивы, а тролль взмахнул мечом. Стрела, к счастью, только задела руку Джаниса, а меч просвистел всего в паре дюймов от его головы. Странное создание снова натянуло тетиву, но в этот самый момент Джанис решил действовать, не желая быть пойманным между мечом тролля и стрелой темной личности. Парень прыгнул».


Еще лучше. Заметьте, что изменений совсем немного, и все же действие значительно ускорилось. Кроме того, постарайтесь не использовать снова и снова одни и те же, пусть даже «быстрые» слова. Это столь же пагубно отразится на вашей работе.

Шаг третий: Более короткие предложения.

В динамичных сценах лучше всего строить предложения на основе глаголов. Существительные зачастую можно отбросить, и от этого язык только выиграет. А все сложные предложения необходимо поделить на простые. Не верите мне? Кажется, что стиль тогда станет неуклюжим? Тогда смотрите пример.

«Джанис подпрыгнул в воздух. Легко перемахнул валун. Глаза поймали отблеск стали. Развернувшись, Джанис увидел тролля, размахивающего здоровенным мечом. Парень отскочил назад. Его рапира, лязгнув, скрестилась с мечом. Удивительно, клинок выдержал силу удара.

Темная фигура оказалась в поле его зрения. Мальчик попытался поймать и уничтожить ее. Злобный смех был ему ответом. Джанис увидел нацеленный на него лук. В то же мгновение стрела сорвалась с тетивы. Тролль взмахнул мечом. К счастью, стрела всего лишь задела руку Джаниса. Меч просвистел всего в паре дюймов от его головы. Странное создание снова натянуло тетиву. Джанис понял, что выбора не остается. Или стрела, или меч сейчас достанут его. Парень прыгнул».



Как вам это для сравнения? На первый взгляд, в чем-то стало хуже. И действительно, с каждым шагом мы все больше теряем в образности. Зато значительно выигрываем в темпе. Ваша задача – подобрать правильный баланс. Можно ли сделать еще больше?

Шаг четвёртый: короткие абзацы!

Если есть момент, который вы желаете подчеркнуть, выделите его в отдельный абзац. Делая это, вы расставляете акценты, и короткие предложения смотрятся лучше. Внимание читателя заостряется на том, что помещено в маленький абзац.

«Джанис подпрыгнул в воздух. Легко перемахнул валун. Глаза поймали отблеск стали. Развернувшись, Джанис увидел тролля, размахивающего здоровенным мечом. Парень отскочил назад. Его рапира, лязгнув, скрестилась с мечом. Удивительно, клинок выдержал силу удара.

Темная фигура оказалась в поле его зрения.

Мальчик попытался поймать и уничтожить ее. Злобный смех был ему ответом. Джанис увидел нацеленный на него лук.
Стрела сорвалась с тетивы.

Тролль взмахнул мечом.

К счастью, стрела всего лишь задела руку Джаниса. Меч просвистел всего в паре дюймов от его головы. Странное создание снова натянуло тетиву. Джанис понял, что выбора не остается. Или стрела, или меч сейчас достанут его.

Парень прыгнул».


Чувство напряженности достигнуто. На этом можно остановиться. Однако, есть все еще несколько моментов, позволяющих сильнее проработать динамичную сцену. Они не являются обязательными, но могут оказаться полезными.

Последнее: структура и фрагменты.

Короткие предложения звучат немного коряво из-за большого количества повторений. Это можно сгладить, меняя кое-где местами существительное и глагол, но не стоит делать этого часто, вы можете разрушить композицию.

Иногда изменив порядок слов, или используя фрагменты предложений, можно добиться большого эффект. Да, это стилистически не совсем правильно, однако, как это ни прискорбно, но такой прием может полностью изменить вашу сцену к лучшему. Если, конечно, не злоупотреблять.

«Джанис подпрыгнул в воздух. Легко перемахнул валун. Глаза поймали отблеск стали. Развернувшись, Джанис увидел, что это было. Тролль, размахивающий здоровенным мечом. Парень отскочил назад. Его рапира, лязгнув, скрестилась с мечом. Удивительно, клинок выдержал силу удара.

Темная фигура оказалась в поле его зрения.

Да, пугающе. Парень попытался поймать это пугало. И уничтожить. Злобный смех был ему ответом. Джанис увидел нацеленный на него лук.

Стрела сорвалась с тетивы.

Тролль взмахнул мечом.

К счастью, стрела всего лишь задела руку Джаниса. Меч просвистел всего в паре дюймов от его головы. Странное создание снова натянуло тетиву. Джанис понял, что выбора не остается. Или стрела, или меч сейчас достанут его.

Парень прыгнул».


Сравните это с первым приведенным примером. Видите различие? Попробуйте прочесть вслух, так чтобы можно было почувствовать изменение в атмосфере, напряженности и темпе.

Эпизод еще может быть улучшен. Как видите, это бесконечный процесс… Поиграйтесь с вашей сценой. Продолжайте изменять ее, пока не получите тот самый эффект, которого хотели достигнуть. Если близко подобрались к желаемому результату, сохраните сцену и скопируете ее в другой документ на случай, если под конец все испортите. Вы ведь не хотите свести на нет все свои труды, не так ли?

И последний совет - постараться не злоупотреблять любым из приведенных приемов. Создание правильной атмосферы – вещь очень тонкая, и нужно соблюдать баланс. Некоторые эпизоды много раз придется переделывать, перефразировать, перекомбинировать, пере- то, пере- это. Но пусть это не будет для вас препятствием! Атмосферы экшна не так легко эффективно достигнуть. Это нормально. И чем большее практики, тем лучше результат.


РИТМ

РИТМ (греч . rhythmos, от rheo - теку),1) чередование каких-либо элементов (звуковых, речевых и т. п.), происходящее с определенной последовательностью, частотой; скорость протекания, совершения чего-либо.
РИТМИЧЕСКИЙ РИСУНОК в музыке - последовательность длительностей звуков, отвлеченная от их высоты.
(Большинство определений взято из БСЭ).

Ритм боевой сцены – штука чрезвычайно важная, от него зависит общее ощущение. Грубо говоря, сравните впечатления от прослушивания «Prodigy» и «Enigma». И там и там – ярко выраженный ритм, но рисунок его различен, рождает совсем разные ассоциации.
Технически ритм экшн-сцены создается чередованием каких-либо описаний, действий, ощущений и размышлений персонажей. И здесь важен грамотный баланс либо очень взвешенный вывод на первый план нужных элементов. То самое акцентирование. Не следует забывать о соответствии целей и средств. Одно дело – сцена битвы двух армий, другое – драка двух людей. То, что уместно и даже необходимо в описаниях эпического сражения; то, что может стать украшением здесь, главным средством выразительности, вполне может не подходить для стремительного короткого эпизода

Теперь конкретно (упор опять сделан на локальные сцены, где действует немного героев):
1) Описания: немаловажная, но опасная часть. Излишне подробные описания хоронят динамику. Просто топят ее в обилии лишних деталей. Плюс ко всему – в ряде случаев авторы акцентируют внимание на деталях, которые либо вообще непринципиальны в данной сцене, либо просто невозможны к наблюдению в предложенных обстоятельствах. Например, описание цвета рубахи во время драки в темной комнате. Разумеется, автор может вполне намеренно дать и эту деталь в виде маркера-идентификатора персонажа и подкрепить все это обоснованной возможностью таки рассмотреть цвет в отблесках уличного фонаря. Но, положа руку на сердце, сколько подобного дано без каких-либо разумных обоснований?
Выход все тот же: грамотный подбор нескольких ярких и нужных деталей, на которых и выстроится остальная картинка.
2) Действия: та же проблема, что и с описаниями. Далеко не всегда читателю необходимо знать, левой или правой рукой ударил герой, на сколько сантиметров он отпрыгнул вперед и наискосок, а также – дергал ли он два раза за ручку, чтобы распахнуть дверь.
Выход: тщательно взвешивать, что требуется для понимания происходящего, а что является уже лишним и работает исключительно на атмосферу. Или не работает вообще.
3) Ощущения: штука весьма субъективная. Но не следует забывать, что они обычно молниеносны и далеко не всегда адекватно оцениваются в процессе боя.
4) Размышления: почти то же, что и с ощущениями. Мысли стремительны. НО! В процессе боя во многих случаях персонаж вообще действует на рефлексах, т.е. просто не размышляет (здесь многое зависит от уровня профессионализма героя, но об этом – ниже.).
Собственно, грамотным сочетанием вышеперечисленного и создается определенный ритм. Например, представьте себе короткую неожиданную драку в подворотне, когда дотошно описывается каждый участник, его оружие, размер обуви и кепки. Возможно? В принципе – да. Но обратите внимание на словосочетание «неожиданная драка». Взвесьте ощущения «неожиданности», когда перед единственным ударом сзади по голове расписывается всё, что можно увидеть в подворотне и что увидеть нельзя.
В то же самое время представьте схватку двух отрядов, когда описание становится прекрасным средством вдохнуть жизнь в «солдатиков», которые пока просто безликими фишками выведены на доску. Или, например, дуэль на улице Милана, когда внутренние размышления персонажа могут вскрыть целый ряд важнейших моментов.

Из совсем технических аспектов следует обратить внимание непосредственно на структуру предложений и их сочетание в тексте. Длительность, рубленность, подробные и красивые описания или, наоборот, скупость и сдержанность. Чередование коротких и длинных предложений. Наконец, само фонетическое звучание.

Итак, баланс и акцентуация. Без них можно угробить любую сцену.



ТЕМП

ТЕМП (итал . tempo, от лат. tempus - время),..1) степень быстроты движения, осуществления, интенсивность развития чего-либо...

Темп сцены и дает ощущение стремительности поединка. (NB! Для начала, нужно точно определитmся, а нужна ли стремительность в данном эпизоде).
Излишние описания удлиняют восприятие сцены, ее длительность. В результате вполне может получиться, что трехсекундный эпизод занимает кучу тысяч знаков и по субъективным читательским ощущениям длится целый час.
Кстати, иногда авторы не учитывают, сколько реально времени заняло действие (сцена), что произошло (или могло произойти) за это время рядом, как могли отреагировать противники. В результате имеем множество действий Главного Героя и идиотский простой остальных персонажей. Во многих случаях такой подтасовкой создается иллюзия крутизны ГГ, что вообще убивает веру к автору.

Главное: не следует забывать, что поединок в большинстве случаев – штука очень стремительная. Там нет места ничему лишнему, решается вопрос жизни и смерти. Все происходит быстро, осмысленная оценка некоторых событий приходит постфактум. Текст должен передавать эту скоротечность, опасность и остроту, поэтому не всегда уместно разводить многостраничное описание того, что в реальности укладывается в полминуты.

3. Техническая сторона.
Автору неплохо хотя бы в общих чертах:
1) понимать особенности поведения разных персонажей в боевых ситуациях. Здесь поможет изучение различных источников.
2) понимать биомеханику тех действий, которые осуществляет персонаж. Помогает занятие единоборствами.
3) знать технические параметры, особенности применения и эффект того оружия, которое пользуют персонажи. Помогает изучение различных источников.
4) понимать стратегию и тактику применения различного оружия и боевых соединений. Помогает изучение различных источников.
Ну и никто не отменял личного опыта и консультаций со специалистами по всем этим вопросам.

4. Тактика и стратегия.
ТАКТИКА (греч . taktika - искусство построения войск, от tasso - строю, выстраиваю),..1) составная часть военного искусства, включающая теорию и практику подготовки и ведения боя соединениями, частями (кораблями) и подразделениями различных видов вооруженных сил, родов войск (сил флота) и специальных войск на суше, в воздухе и на море...2) Совокупность средств и приемов для достижения намеченной цели.
СТРАТЕГИЯ -и, ж. 1. Наука о ведении войны, искусство ведения войны. Теория военной стратегии. 2. Общий план ведения войны, боевых операций.

Грубо говоря, тактика подчинена стратегии. Стратегия – общий план действий и целей, тактика – конкретное действие в этих рамках. Захватить генерала – стратегия, использовать для этого спецподразделение «Боевых Енотов» - тактика.

Часто проблема состоит в том, что автор хотя бы приблизительно представляет себе тактику действий ГГ, но очень смутно или вообще никак не видит его стратегию.
Особенно часто это видно в случаях псевдосуперпрофессионалов. Искусство воевать не ограничивается количественным фактором снесенных голов с одного удара. Если персонаж не может просчитать банальнейших последствий своих глупых действий, то цена ему, как профессионалу – ноль без палочки. И нечего его втюхивать читателю, аки прошедшего тридцать три года Шао-линя. Толщина доски, разлетающаяся об его голову, говорит скорее о неумении персонажа грамотно эту голову убирать и не подставлять под удары. А мы имеем дело с глупым персонажем.
Нормальный специалист примерно знает, чем и как обернутся его действия, как добиться нужного результата, а главное – как избежать ненужного и вредного. Разумеется, всегда есть обстоятельства, случайности и ошибки персонажей, но надо их четко отличать от ошибок авторских.
А в основном имеет место именно прокачка мускулов и навыка убивания зубочисткой. Видимо, сия прокачка осуществляется за счет слива мозгов.

Итак, выводы: важно не только знать, чем зарежет персонаж своего противника, но и для чего он это сделает, как будет справляться с последствиями, а главное – будет ли в принципе резать, пускай и имея к этому тысячу возможностей.

На уровне боевых подразделений эта проблема становится еще более остро. Здесь на порядок важнее понимать, чем и как обернется действие какой-то группы и как на него ответит противник. Ибо здесь уже дейтсвует целая группа закадровых специалистов, которые не имеют права мыслить, как одноклеточные.

отсюда


Последний раз редактировалось Лючия 07 дек 2013, 13:54, всего редактировалось 3 раз(а).

Вернуться наверх
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 08 дек 2013, 10:19 
Не в сети
Аватар пользователя

Зарегистрирован:
21 сен 2012, 18:44
Сообщений: 4059
Полезная для меня статья) Спасибо, Лючия.
Надо будет перечитать на предмет указанных ляпов один свой отрывок, который, собственно, и писался в основном ради сцены поединка. Да и учитывая мой интерес к эпохам, когда дуэли на шпагах и бои на мечах были нормой, не раз будет необходимость писать подобные сцены...

_________________
Whistle in the dark


Вернуться наверх
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 08 дек 2013, 12:07 
Не в сети
Аватар пользователя

Зарегистрирован:
23 сен 2012, 15:49
Сообщений: 2723
Способы транспортировки во Франции в конце XIX в.
Иллюстрации и подписи к транспортным средствам здесь.
Названия продублированы на французском и английском языках.


Вернуться наверх
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Сортировать по:  
Начать новую тему Ответить на тему На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7  След.


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  

Яндекс.Метрика