Темная комната http://darkroom-forum.ru/forum/ |
|
Легенда об Амуре и Психее http://darkroom-forum.ru/forum/viewtopic.php?f=13&t=3765 |
Страница 1 из 1 |
Автор: | Citron-El [ 12 фев 2017, 20:13 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Легенда об Амуре и Психее |
Мне тоже нравится этот миф. В нём есть интересные параллели со сказкой "Красавице и чудовище" - в т.ч. с вариацией "Аленький цветочек". |
Автор: | Malena [ 12 фев 2017, 20:49 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Легенда об Амуре и Психее |
Citron-El, именно так. И здесь даже не параллели, а прямая связь. Как "Красавица и чудовище", так и "Аленький цветочек" - это пересказ (наш, русский) данного мифа, об этом истоке можно найти свидетельства в биографии Аксакова и анализе его творчества. Я чуть позже выложу ещё инфу. |
Автор: | Citron-El [ 12 фев 2017, 23:05 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Легенда об Амуре и Психее |
Malena, мне интересно другое. "Амур и Психея" не миф, а сказка, строго говоря. Апулей собрал её в "Метаморфозах" на основе народных преданий Что это были за предания? Интернет-источники не вдаются в подробности: различные мифы о Психее. А в то же время Психея сама по себе персонаж интересный. Её происхождение интересно было бы проследить. |
Автор: | Afina [ 13 фев 2017, 14:30 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Легенда об Амуре и Психее |
Malena, а ты не читала "Пока мы лиц не обрели" К. С. Льюиса? Я была под впечатлением. Цитата: «Пока мы лиц не обрели» — фантастический роман английского писателя, философа и теолога Клайва Льюиса в жанре фэнтези 1956 года, пересказывающий и оригинально интерпретирующий древнегреческий миф о Амуре и Психее.
|
Автор: | Malena [ 14 фев 2017, 11:41 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Легенда об Амуре и Психее |
Citron-El писал(а): Malena, мне интересно другое. мне тоже, и есть что сказать, но - потом... Сейчас всю ночь и до сего момента разбирала картины (чтоб проверить авторов, названия и даты), на разборку текстовой информации просто врмени не хватило... Afina писал(а): Malena, а ты не читала "Пока мы лиц не обрели" К. С. Льюиса? Я была под впечатлением. Нет! Вот сколько перелопачено информации, а про это - не знала. Спасибо за наводку, Тань Сейчас открою Галерею, но она далеко не полная (даже не всё, что на компе, перебросила, а ещё где-то закладки были, как с рисунками, скульптурами, гравюрами... так и с интерпретацией. Но хотела в такой тематический день заполнить, сколько сил хватит)) |
Автор: | Citron-El [ 14 фев 2017, 19:10 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Легенда об Амуре и Психее |
Прекрасная подборка! Посмотришь на картины, где Амур -ребенок, Психея - женщина, и начинаешь понимать, почему Венера-Афродита возражала против этого брака А если серьезно, то у этих полотен есть общая черта - они написаны в 19 веке. С одной стороны, это период возрождения интереса к античности, с другой - Амур в сказке Апулея, безусловно, взрослый. А сказка - литературная обработка различных мифов. Malena писал(а): Амур с завязанными глазами символизировал любовь, пренебрегающую всяким чувством разума. чувство разума эк загнула В тему: Луиза Лабе "Спор Амура и Безумия" История о том, как Безумие ослепило Амура. Подобный сюжет есть и у Лафонтена, и у Александра нашего Сергеевича ("Амур и Гиминей", "Амур и Дурачество (Безумие)") А еще есть картина Тициана, на которой рядом с Венерой сидят два Эрота - один зрячий, другой слепой. Эта парочка символизирует двойную природу любви: чувственные наслаждения, с одной стороны, и духовную сосредоточенность - с другой. Насколько я понимаю, слепой Амур и Амур в повязке на глазах - аллегория более поздняя, придуманная в период Ренессанса. |
Автор: | Afina [ 15 фев 2017, 18:21 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Легенда об Амуре и Психее |
Malena, спасибо за такое количество красоты! Есть знакомые картины, но многих не видела. Malena писал(а): Annie Swynnerton: Cupid And Psyche,1891 А эта у меня украшает обложку книги) |
Автор: | Anuta [ 16 фев 2017, 09:24 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Легенда об Амуре и Психее |
Очень впечатляет! |
Автор: | Malena [ 17 фев 2017, 16:10 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Легенда об Амуре и Психее |
Afina писал(а): Прекрасная подборка! Afina писал(а): спасибо за такое количество красоты! Anuta писал(а): Очень впечатляет! Благодарю Citron-El писал(а): у этих полотен есть общая черта - они написаны в 19 веке. Если говорить об этих картинах с сюжетами на ложе (и юным амуром в их числе), то преобладает период 16-18 века (преимущественно – 17й). Не все ещё выложила, в закромах аналогичные тоже есть соответствующих эпох. Т.е., собственно, расцвет Возрождения и его поздний период. Морально-этические взгляды, отраженные в искусстве, в этот период – свободны (тяготеют к прекрасному, в том числе и телесно-прекрасному, без ханжества, но и без пошлости, а как и в период античности). И это я ещё не анализировала гравюры и античные скульптуры на тот же сюжет. Afina писал(а): Амур в сказке Апулея, безусловно, взрослый. Однозначно! Citron-El писал(а): В тему: Луиза Лабе "Спор Амура и Безумия" История о том, как Безумие ослепило Амура. Спасибо, прочитала! Там много информации про Любовь вообще – полезно и познавательно. Любовь и Безумие идут вместе – прямо-таки «Amantes amentes» Citron-El писал(а): чувство разума эк загнула Надо было кавычки поставить – это цитата из «Книги Символов». Citron-El писал(а): А еще есть картина Тициана, на которой рядом с Венерой сидят два Эрота - один зрячий, другой слепой. Эта парочка символизирует двойную природу любви: чувственные наслаждения, с одной стороны, и духовную сосредоточенность - с другой. Насколько я понимаю, слепой Амур и Амур в повязке на глазах - аллегория более поздняя, придуманная в период Ренессанса. На этих моментах я остановилась подробнее и стала собирать информацию. Повязку на глазах Амура периодически называют ещё одним его атрибутом. Встречаю информацию в сборниках символов и мифов, но про первое упоминание точную информацию не находила. - Слепой Амур, ведомый собакой. Символ любви сопровождаемой верностью. (EMSI; табл.13-9, с.158) - Амура (Купидона) часто изображали с завязанными глазами как символ пренебрегающей всеми доводами разума любви (Энциклопедия символики и геральдики). -Очень часто в искусстве или в архитектуре изображается с завязанными глазами, это символизирует случайность в выборе жертв, слепоту любви (ссыль) - Амура рисуют с повязкой на глазах и крылатым. С повязкой – потому что он не видит препятствий, крылатым – чтобы перелетать через них (Хасинто Бенавенте, испанский кинорежиссер и сценарист) - Поэты безумны, коль скоро они вручили Амуру лук, колчан и светильник. Могущество этого бога заключено в повязке на глазах (Нинон де Ланкло, французская куртизанка (XVII в.)) Что касается именно этой картины Тициана, то дают следующую интерпретацию: «Суть тициановской аллегории заключается, видимо, в неоплатонической концепции любви, ее двух ступеней — земной и духовной — небесной. Отсюда тема двух Амуров, один из которых — Антэрос — воплощает чувственную любовь. Повязка, накладываемая на глаза Антэроса, символизирует обуздание чувственной любви, ее очищение. Женщина, накладывающая повязку, обычно отождествляется с Венерой, но некоторые исследователи видят в ней богиню целомудрия Весту. Нимфы, которые держат атрибуты Амура, лук и стрелы, трактуются как Грации, аллегории Чистоты и Наслаждения, весталки и т. п.» И снова речь идёт о дуализме любви (в аллегориях с Амуром и Психеей я тоже его вижу). Ещё находила цитаты в тему (много раз цитировались, так что первоисточник не знаю какой): «Вооруженный луком Купидон, или Амур, порхающий над влюбленными с завязанными глазами, символизирует слепоту любви. Иногда изображались сразу два Купидона: один с повязкой на глазах, а другой — без таковой. В этом случае первый из них символизировал любовь земную, чувственную, плотскую, а второй — небесную, чистую, платоническую. Какой потаенный смысл этой истории? Можно предположить, что она повествует о «слепоте» первоначального любовного влечения, вызванного неосознанными эмоциями. Попытка рассудка понять суть любви приводит к тому, что она исчезает. Возникают мучительные сомнения, переживания, конфликты: так чувства мстят рассудку за вторжение в их царство. Но истинная любовь преодолевает эти препятствия и торжествует — уже навсегда». И вот здесь всплывает тема Антиамура/Антерота (ссыль на статью вики о нём Ира давала уже, ниже выдержки и другая информация): Антерос (Антерот, Антэрот, др.-греч. Ἀντέρως) — бог взаимной («ответной») любви, либо бог, мстящий тем, кто не отвечает взаимностью на любовь или насмехается над теми, кто испытывает чувства, либо - отрицание любви (хладнокровный, рациональный Антерос). Иногда Эрос и Антерос считаются близнецами-братьями и их одновременное рождение в Древней Греции почиталось чуть ли не священным. Одна из интерпретаций: В античности был известен Антерот, брат Эрота. Венере, осознавшей, что ее юный сын остановился в росте, было сказано, что только брат может помочь беде. Таким образом Эрот заполучил брата — Антерота, который стал символизировать любовь взаимную, то есть такую, которая растет и укрепляется. Эрот и Антерот изображаются вместе, они либо борются, возможно, за обладание пальмовой ветвью, либо мирятся и обнимаются. Их борьба означает, как считалось, не раздор, а силу их чувств друг к другу. У Овидия упоминаются «оба Эрота», среди которых Антерос — бог отрицания любви, внушающий человеку ненависть к любящему его. Жертвенники Антероса были в Афинах и Элиде. Есть барельефные изображения в гимназии Элиды и т. д. Эроса и Антероса в виде двух братьев, борющихся за пальмовую ветвь. Ещё один пересказ (может быть, проливающий свет на юный облик Амура): Существует миф, что старший брат Антероса Эрос не рос, как остальные детишки, а оставался маленьким, пухлощеким проказником. И его мать, Афродита, спросила у Фетиды, в чем причина. Мудрая Фетида ответила, что Любовь не может расти без Страсти. Тогда Афродита родила Антероса (Страсть). Когда Эрос и Антерос вместе, Эрос быстро растет, превращаясь в красивого, стройного юношу, но как только Антерос покидает Эроса, Эрос вновь возвращается к детским формам и детским шалостям. Ренессансные гуманисты различали два рода любви — небесную, которая росла вместе с размышлениями о Боге, и земную, то есть обычную, мирскую или сексуальную. Как правило, Эрот и Антерот изображаются как две Венеры-близняшки, или близнецы Купидоны. Борьба Эрота с Антеротом символизировала эти два аспекта любви. Согласно некоторым исследователям, греческая приставка «ант» была неправильна истолкована, и означает не «противоположный», а «предшествующий» или «соответствующий». С точки зрения некоторых философов, значение Антероса по сравнению со значением Эроса было столь мало, что иногда его рассматривают как ипостась Эроса. В XIX веке, когда возник интерес к античности, Антеросу, в противоположность Эросу, стали приписывать христианские кроткость и смирение. Таким образом, образ божества является противоречивым и рождает споры, в связи с малым количеством сохранившихся источников с его упоминаниями, а так же в связи с этимологией и морфологией этого имени. А вот кто эта девушка с крыльями бабочки, интересно, рядом с Эротом и Антэротом? ;) Любопытное наблюдение – иногда Антероса изображают с крыльями бабочки (или очень на них похожими) Особенно это часто в современных изображениях, помеченных как Антиэрот (иногда - вместе с братом Эротом) Ещё один персонаж, связанный с Амуром и Психей – их дочь Волуптас (Voluptus) – Наслаждение, Желание, Вожделение, Счастье… Дискуссий по поводу её имени много. Giulio Romano: Волуптас между Купидоном и Психеей, 1574 Так русский поэт И.П. Богданович пишет: От них родилась дочь, прекрасна так, как мать; Но как ее назвать, В российском языке писатели не знают. Иные дочь сию Утехой называют, Другие — Радостью, и Жизнью, наконец; И пусть, как хочет, всяк мудрец На свой зовет ее особый образец. Не пременяется названием натура: Читатель знает то, и знает весь народ, Каков родиться должен плод От Душеньки и от Амура [Богданович 1957: 126]. |
Автор: | Anuta [ 01 июл 2017, 13:40 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Легенда об Амуре и Психее |
Citron-El писал(а): Апулей собрал её в "Метаморфозах" Позволю себе правку. "Метаморфозы" написал Овидий. А "Миф об Амуре и Психее" вошел в поэму в прозе Апулея "Золотой осел". Да, да, сказка "Ослиная шкура". Сказкам этим несколько тысячелетий, Апулей был не первым, кто их использовал, Шарль Перро и Братья Гримм - не последними. ) Но я не для этого в тему забрела, просто глаз вдруг зацепился, когда открыла... Я тут недавно прочитала это произведение Апулея в переводе на русский конца девятнадцатого века. И меня зацепил момент с сестрами, с женским коварством. Психее ведь вовсе неплохо с невидимым мужем, он ее полностью устраивает, но приходят сестры и вешают ей лапшу на уши, что он - чудовище, которое хочет ее съесть, страх побеждает, она верит. Очень похоже на символическое описание выхода человека из зоны комфорта. Когда новое, еще не изведанное, незнакомое манит, а старое, привычки вопят во всю глотку: "Опасно, не ходи, пропадешь". И ведь знакомы они с детства, всю жизнь с ними живешь, как же не слушать? Это я так, о своем, о жизненном. А еще родственницы, что мужа дочери почти всегда хают. Как по заведенному. Может, они тоже древних сказок начитались, и знают, что жизнь молодым надо обязательно испортить? Особенно "тещи" преуспевают, обычно. Тоже жизненно. Наверное, это нормально для только что вышедшей замуж девушки, что прошлая жизнь и новая для нее почти всегда в контрах. Женское в прошлой и мужское в новой. Да и Венера в качестве свекрови в жестокости не уступает. Завидует, ревнует, мучается. Тоже закономерно? Тут вспоминается Золушка и ее жизнь с мачехой. Мачеха - свекровь, которая не мама, что любит дочь такой, какая есть. Свекровь не будет спускать недостатков, будет проверять на прочность, к ней надо находить подходы, научиться жить. Эдакое у Апулея получилось пособие для молодых девиц о замужестве. Новоиспеченный супруг - всегда загадка, которую разгадывать необходимо, но для него болезненно, а для тебя опасно. Полюбить можно, только рассмотрев. Вышла замуж - умерла для родителей. Опасаться стоит завистливых голосов из прошлого, готовой быть к испытаниям и недоброжелательному отношению свекрови. А главное в браке: чтобы супруг тебя любил. Символизм у Апулея как-то отходит на второй план, слишком уж герои живые. Malena писал(а): Волуптас (Voluptus) – Наслаждение, Желание, Вожделение, Счастье… Дискуссий по поводу её имени много Вот тут тоже захотелось порассуждать. Психея - душа, изначально была смертной, но, пройдя испытания и объединившись с бессмертным богом, обрела бессмертие. То есть Любовь и Душа бессмертны. А дочь их смертна. Наслаждение, желание, вожделение и даже сама жизнь смертны. Радость и счастье - бессмертны. Желание и вожделение - неудовлетворенные чувства, они не могут быть рождены в столь счастливом браке. Остается наслаждение и жизнь. Слияние души с любовью рождает наслаждение и жизнь. |
Страница 1 из 1 | Часовой пояс: UTC |
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group http://www.phpbb.com/ |