-->
* Вход   * Регистрация * FAQ    * Поиск
Текущее время: 28 мар 2024, 16:19

Часовой пояс: UTC


cellspacing=/div
Легенда об Амуре и Психее  
Модераторы: Citron-El, Матрена Филипповна, Malena
Начать новую тему Ответить на тему
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Легенда об Амуре и Психее  
СообщениеДобавлено: 11 фев 2017, 22:08 
Не в сети
Аватар пользователя

Зарегистрирован:
21 сен 2012, 18:44
Сообщений: 4059
Изображение

В этой теме речь пойдёт о древнегреческом мифе «Амур и Психея» и его адаптациях. Здесь будут размещены картины,  иллюстрации, фотографии, тексты  и рассуждения по теме.

пересказ сюжета
Одним Древним городом в Карии правил Царь и было у него три дочери, одна из них славилась своей душевной добротой и красотой, звали её Психеей. Люди ею восхищались, да так, что даже Афродита забеспокоилась, что Психею станут почитать как богиню. Тогда Афродита приказала своему сыну, чтобы он наказал настырную, повелела, чтобы
Психею привели на вершину холма по утру в жертву дракону. Людям ничего не оставалось делать, как подчиниться требованию богини. Оставили девушку одну на холме, больше никогда не надеясь её увидеть. Но когда сын Афродиты, прилетевший туда в образе дракона, увидел Психею, он позабыл слова своей матери и сговорившись с западным ветром - Зефиром, унёс девушку и запрятал во дворце в глухом лесу. А сам сказал матери, что выполнил её приказание.
Вскоре, девушка очнулась в роскошном замке, но пустынном и безлюдном. Пришлой ей поселится там, да всё ей было неврадость в неволе. Но с первого же дня во дворце стали происходить странные вещи: как только Психея появлялась в зале, начинала играть прелестная музыка, перед нею всегда возникали самые изысканные явства, так что она не знала нужды ни в чём, буквально угадывались все её желания. Кто-то явно проявлял заботу о ней. Постепенно девушка перестала бояться своего невидимого покровителя и захотела узнать его поближе. Тогда он стал общаться с ней огненными словами, возникавшими на стене. Скоро они очень сблизились. Теперь Психея уже знала о его присутствии по безликому силуету с крыльями за спиной, который возникал рядом сней и говорил снею. Но они общались только по ночам, днём девушка оставалась одна. Он взял с неё обещание, что она никогда не будет пытаться узнать как он выглядит. Но девушке этого и небыло нужно, они чудесно ладили, их сближало родство душ, и они понимали друг-друга с полуслова. Вскоре между ними вспыхнула любовь. Но Психея скучала по семье, и он, видя её тоску, позволил ей покинуть на несколько дней дворец и
отправиться к сёстрам. Когда Психея рассказала им о своей любви, сёстры очень удивились как она могла полюбить того, кого даже ни разу не видела, возможно он уродлив, раз не смеет показаться ей на глаза. Втайне же сёстры позавидовали тому богатству и довольству, в котором жила их сестра и решили сделать всё возможное, чтобы у неё ничего этого небыло, стали уговаривать хоть одним глазком взглянуть на того, кого она так любила. Девушка ответила, что полюбила его не за какую-то внешнюю красоту, а за красоту её души, но сёстры заронили зерно сомнения в ней. Когда она вернулась в дворец, был ещё день. В задумчивости она бродила по залам, пока не наткнулась на одну комнату, которую раньше не видела. Не сдержав юбопытство, Психея вошла туда, в темноте она смогла различить, что кто-то спал на кровати. Сердцем почувствовала она кто это. Помня обещание, девушка собиралась уже уйти, но слова сестёр запали ей в душу. Невыдержав, она подошла к кровати и наклонилась над ним, освещая пространство свечой.
Увиденное, заставило её восхищённо замереть: в неровном свете свечи она увидела прелестного белокурого юношу, спавшего безмятежным сном. Это был сам бог любви, Амур. Вдруг, капля горячего воска соскользнула со свечи - и обожгла ему лицо.
Вмиг он проснулся и увидел замешавшуюся девушку, она попыталась ему объяснить, что хотела только проверить правду ли говоят люди. Но он был разгневан, сказал, что думал, что она любит его таким каким он есть, независимо от того как он выглядит, сказал, что любящие люди должны полностью доверять друг другу, а теперь она никогда его больше не увидит. Не успела девушка ничего больше сказать - как он исчез.
Горько тянулись дни. Психея молилась в храме, чтобы он только снова возник и поговорил с ней, но Амур молчал. Рана, оставленная каплей воска, жгла его лицо, но ещё больше жгла рана в сердце. Афродита заметила, что что-то твориться с её сыном, она узнала что произошло и гневу её небыло предела Афродита решила
наказать сына за ослушание, запретив ему покидать Олимп, а девушку жестоко покарать за приченёный вред её сыну. Психея безропотно подчинилисать богине, когда та приказала ей объявиться перед ней. Афродита давала девушке невполнимо сложные задания, но Психея с помощью различных помошников, в виде разных живых тварей, покорённых её добротой, выполнила всё. Тогда удивлённая и разъярённая Афродита дала ей последнее задание - та должна была принести из царства Аида бользам молодости Персефоны, жены этого властителя подземного мира, для того, что-бы залечить рану, оставленную каплей воска на лице Амура. Психея согласилась выполнить любые условия. Только смотри, добавила Афродита, не смей открывать коробочку с этим бальзамом. Психея отправиласт в Тартар. Да, надо сказать, что Амур немного помог своей возлюбленной в трудном путешествии и она смогла переправиться через реку смерти, пройти мимо Цербера, пережила массу ещё ужасных испытаний, но добыла чудесный бальзам. Но вот при выходе из царства Аида, она увидела, что совсем постарела, вспомнила, что никто не может вернуться из этого места неизмененным. Как же, думала она, Амур сможет её любить, если она так безобразна. А в руке у Психеи была коробочка с бальзамом молодости, стоило только её открыть - и она снова будет такой же как прежде. Рука девушки касалась крышки коробочки, но она вспомнила слова Афродиты, слова Амура о доверии друг другу - и, нетронув коробочку, отнесла её Амуру. С тоской в глазах, она встретилась с ним, сказав, что теперь он перестанет её любить... Но он улыбнулся, сказав, что главное для него её душевная красота, протянул ей руку - она коснулась его руки и стала такой же как прежде.
Потом была пышная свадьба. В середине пира появилась Афродита, держа в руках пару крылошек. "Это мой свадебный подарок",- сказала она Психее, протянув ей крылья, и Психея стала одной из богинь Олимпа.

Подходы к трактовке этого мифа разнятся:

1. «Вечное стремление человеческой души к любви», «вся жизнь — поиск любви» или «любовь как ответ на проблему человеческого существования» (в психологии Эриха Фромма).
«Преодолеть свою отделенность, как выйти за пределы собственной индивидуальной жизни и обрести единение с другим. Именно в этой «человеческой ситуации», в самой сущности человека — в его стремлении к единению усматривает истоки любви Э. Фромм.
Полный «ответ на проблему человеческого существования» содержится в достижении совершенно особого, уникального вида единения — слияния с другим человеком при условии сохранения собственной индивидуальности. Именно такой вид межличностного единения достигается в любви,которая объединяет человека с другими, помогая ему преодолеть чувство изоляции и одиночества. При этом любовь «позволяет человеку оставаться самим собой, сохранять свою целостность. В любви имеет место парадокс: два существа становятся одним и остаются при этом двумя» (Э. Фромм).
2. «Испытания души для достижения блаженства».
Мотив ловли бабочки Амуром с горящим факелом в руке, в котором бабочка может опалить крылья. Страдания Психеи лишь перипетии на пути к блаженству. Блаженство (или Наслаждение/Счастье - лат. Voluptas ) — как итог отношений античных персонификаций — дочь, рожденная в браке Амура и Психеи.
3. Знаменитый платоновский образ колесницы-души, управляемой Амуром, как тесная связь между душой и любовью, а так же — интуитивного и чувственного.
«Уподобим душу соединенной силе крылатой парной упряжки и возничего». Любая душа (человека и Бога) подобна такой колеснице. Отличие души человека от души богов состоит в том, что у богов оба коня, запряженных в колесницу, благородны, у человека же один конь благородный – белый, а другой – черный. Если один конь влечет эту повозку ввысь, то другой все время спотыкается, тянет повозку вниз, на землю. И задача возницы состоит в том, чтобы умело управлять этими конями. (Платон, «Федр»)
4. «Любовь человеческой души к Богу».
В период христинизации Фульгеций дал мифу символическое толкование в христианском духе («Сказка о Богине Психее и Купидоне», VI век), и античная новелла о Психее стала толковаться как аллегория пути человеческой души к Христу, оккультного посвящения (Элифас Леви), бессмертия. Ренессансные гуманисты подхватили эту идею, ведя речь о любви платонической («небесной»), которая росла вместе с размышлениями о Боге, и мирской («земной»), плотской. Но по мнению Л. Германна, обилие разношерстных составных элементов, тон, часто гривуазный и пародический, исключает какое-либо религиозное значение мифа.

Аму́р (лат. Amor - «любовь»), Э́рос (Э́рот, Эро́т) (др.-греч. Ἔρως любовь - страсть ), Купидо́н (лат. Cupido - «вожделение») - бог любви, изображается прекрасным нагим младенцем или отроком, или юношею с крыльями лазоревого, пурпурового и золотого цветов. Его атрибутом считается горящий факел (светильник), колчан и лук со стрелами. Происхождение имеет множестов версий. Самая популярная — сын богини любви Венеры(Афродиты) и бога войны Марса(Ареса).

Образ Амура/Эрота по Платону:

"… По природе своей он ни бессмертен, ни смертен: в один и тот же день он то живет и расцветает, если дела его хороши, то умирает, но, унаследовав природу отца, оживает опять. Все, что он ни приобретает, идет прахом, отчего Эрот никогда не бывает ни богат, ни беден.
… Мудрость - это одно из самых прекрасных на свете благ, а Эрот - это любовь к прекрасному, поэтому Эрот не может не быть философом, то есть любителем мудрости, а философ занимает промежуточное положение между мудрецом и невеждой". (Платон, "Пир")

В средневековом собрании новелл «Геста Романорум» (ок. 1300) описывается бог любви по статусу с четырьмя крыльями; на первом можно было прочитать: «Первая любовь крепкая и большой силы. Ради любимого существа она терпеливо сносит всякую нужду и бедствия». На втором: «Настоящая любовь не ищет Вашего, а дает Свое». На третьем: «Настоящая любовь уменьшает страх и печаль, и она не боится их». Наконец, на четвертом: «Настоящая любовь таит в себе закон, который никогда не устаревает, а всегда остается молодым».

Греческое слово "Психея" означает "душу" и "бабочку". ("Психология" от этого корня в своём первоначальном значении - "Наука о душе" ) В античном искусстве Психея изображалась в виде бабочки или крылатой девочки. Часто Психея представлялась на памятниках изобразительного искусства в виде бабочки, то вылетавшей из погребального костра, то отправляющейся в Аид.

Образ Психеи в творчестве Цветаевой:

1) Психея — Венера (Афродита). Психея как идеал красоты и спутница Эроса (Амура, Купидона). Психея может соотноситься с «небесной» Афродитой Уранией.
2) Психея — Дева Мария. Земная женщина, возлюбленная и мать Бога. Общий мотив нисхождения в Аид. Идеальная, духовная красота. Мадонна и Психея как лики «музы» Рафаэля.
3) Психея — Св. Тереза. Земная женщина как возлюбленная ангела, который пронзает ее сердце стрелой. Любовь как мистическое откровение. Ангел как двойник Амура или его антипод, «небесный» Амур. Сюда же относится сюжет следования души за духом, жизни за любовью, земной женщины за неземным «вожатым». Сюда же относятся «готические» перекодировки сюжета. Ср.: [Vitins 1987a: 154].
4) Психея — Ариадна. Страдающая героиня, унесенная возлюбленным и неожиданно потерявшая его в минуту высшего счастья, не знающая, где его искать. Героиня, «выводящая на свет» («лампа Психеи» как эквивалент «нити Ариадны»).
5) Психея — сильфида, нимфа, видение. Психея как душа, духовное, высшее, крылатое существо, лишенное материальных «одежд». Сюда же примыкает аналогия Психея — Муза. Психея как существо, инспирирующее творческий восторг.
6) Психея — душа, спускающая в Аид / возносящаяся в Элизиум, умирающая и воскресающая героиня. Сюда же относится цепочка Психея — Аврора — Весна.
(Роман Войтехович).

Продолжение следует...

_________________
Whistle in the dark


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Легенда об Амуре и Психее  
СообщениеДобавлено: 12 фев 2017, 20:13 
Не в сети
Аватар пользователя

Зарегистрирован:
21 сен 2012, 10:12
Сообщений: 11542
Мне тоже нравится этот миф.

В нём есть интересные параллели со сказкой "Красавице и чудовище" - в т.ч. с вариацией "Аленький цветочек".

_________________
Дерево надежды, стой прямо! ©


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Легенда об Амуре и Психее  
СообщениеДобавлено: 12 фев 2017, 20:49 
Не в сети
Аватар пользователя

Зарегистрирован:
21 сен 2012, 18:44
Сообщений: 4059
Citron-El, именно так. И здесь даже не параллели, а прямая связь. Как "Красавица и чудовище", так и "Аленький цветочек" - это пересказ (наш, русский) данного мифа, об этом истоке можно найти свидетельства в биографии Аксакова и анализе его творчества.
Я чуть позже выложу ещё инфу.

_________________
Whistle in the dark


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Легенда об Амуре и Психее  
СообщениеДобавлено: 12 фев 2017, 23:05 
Не в сети
Аватар пользователя

Зарегистрирован:
21 сен 2012, 10:12
Сообщений: 11542
Malena, мне интересно другое.
"Амур и Психея" не миф, а сказка, строго говоря.
Апулей собрал её в "Метаморфозах" на основе народных преданий как Шарль Перро Красную шапочку
Что это были за предания? Интернет-источники не вдаются в подробности: различные мифы о Психее.
А в то же время Психея сама по себе персонаж интересный. Её происхождение интересно было бы проследить.

_________________
Дерево надежды, стой прямо! ©


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Легенда об Амуре и Психее  
СообщениеДобавлено: 13 фев 2017, 14:30 
Не в сети
Аватар пользователя

Зарегистрирован:
25 сен 2012, 14:08
Сообщений: 3818
Malena, а ты не читала "Пока мы лиц не обрели" К. С. Льюиса? Я была под впечатлением.
Цитата:
«Пока мы лиц не обрели» — фантастический роман английского писателя, философа и теолога Клайва Льюиса в жанре фэнтези 1956 года, пересказывающий и оригинально интерпретирующий древнегреческий миф о Амуре и Психее.

_________________
Творец не поручает задач, не снабдив условием для их решения. ©


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Легенда об Амуре и Психее  
СообщениеДобавлено: 14 фев 2017, 11:41 
Не в сети
Аватар пользователя

Зарегистрирован:
21 сен 2012, 18:44
Сообщений: 4059
Citron-El писал(а):
Malena, мне интересно другое.

мне тоже, и есть что сказать, но - потом... :kli_ny:
Сейчас всю ночь и до сего момента разбирала картины (чтоб проверить авторов, названия и даты), на разборку текстовой информации просто врмени не хватило...
Afina писал(а):
Malena, а ты не читала "Пока мы лиц не обрели" К. С. Льюиса? Я была под впечатлением.

Нет! Вот сколько перелопачено информации, а про это - не знала. Спасибо за наводку, Тань :ro_za:

Сейчас открою Галерею, но она далеко не полная (даже не всё, что на компе, перебросила, а ещё где-то закладки были, как с рисунками, скульптурами, гравюрами... так и с интерпретацией.
Но хотела в такой тематический день заполнить, сколько сил хватит))

_________________
Whistle in the dark


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Легенда об Амуре и Психее  
СообщениеДобавлено: 14 фев 2017, 12:07 
Не в сети
Аватар пользователя

Зарегистрирован:
21 сен 2012, 18:44
Сообщений: 4059
Галерея
Начну, пожалуй, с самых известных)
Изображение Изображение Изображение Изображение
Adolphe William Bouguereau: L'Amour et Psyche, enfants/ Cupid and Psyche as Children, 1889 г.
Adolphe William Bouguereau: Le ravissement de Psyché, 1895
Angelica Katharina Kauffmann: Амур и Психея, 1792
Angelica Katharina Kauffmann :Портрет детей из семейства Плимут в образах Амура и Психеи, 1795


♥ Амур и Психея: нежные образы
Изображение Изображение Изображение Изображение ИзображениеИзображение
L. Prang & Co, Cupid and Psyche, 1876
Пауль Туман (1834-1908): Амур и Психея
Анри-Пьер Пику: Амур затачивает стрелы, 1851
Луи Жан-Франсуа Лагрене: Амур и Психея, 1805
Lotz Károly (1833-1904): Amor und Psyche.
Roeber Ernst: Amor und Psyche, 1915.


♥ Иллюстрации сюжета (в процессе пополнения)

ღ Амур впервые видит спящую Психею
Изображение Изображение Изображение Изображение
Сэр Эдвард Бёрн-Джонс: Купидон, нашедший Психею, спящую у фонтана (1872-1881).
Фреска на ту же тему
Legros Alphonse, Amor und Psyche, 1867
Christian Gottlieb Kratzenstein-Stub (1793-1860): Cupid and Psyche


ღ Похищение Психеи
Изображение Изображение Изображение Изображение
Adolphe William Bouguereau: L Amour et Psych, 1899
Репродукция картины Адольфа Уильям Бугро «Психея и Амур (1889)»

Ну и, для разнообразия, похищение Писхеи ветром-Зефиром)) (по просьбе того же Амура)
П.-П.Прюдон Психея, похищаемая зефирами, 1808.
Крафт Кинуко (Kinuko Y. Craft, 1940).


ღ Психея и Амур на ложе
Изображение Изображение Изображение Изображение
Орацио Джентилески, Амур и Психея, 1610-е
Brocky, Karoly: Cupid and Psyche (1850-5)
Джордано Лука (1695-1697): Амур посещает спящую Психею
Жак-Луи Давид: Амур и Психея 1817 г.


ღ Психея рассматривает спящего Амура, освещая его лампадой:
Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение
Доменико Корви: Амур и Психея, 1784
Jacopo Zucchi: Amor and Psyche, 1589
Джузеппе Мария Креспи: Амур и Психея (с 1707 до 1709)
Рейнольдс Джошуа: Амур и Психея, 1789
Бенедетто Лути (1666 - 1724): Психея обнаруживает Эроса
Винченцо Кардуччи ( 1576—1638), Амур и Психея
Луи Жан-Франсуа Лагрене: Психея пробуждает спящего Амура, 1768
Жан-Франсуа де Труа (1679—1752): Амур и Психея
Жозеф-Мария Виен: Эрот и Психея, 1761


Почему-то именно на картинах с ложем не редко Амура изображают ребёнком или подростком 0_о

Ещё вот на этих картинах он весьма юн:
Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение
Генрих Семирадский: Амур и Психея, 1894
Р.Хайров: Амур и Психея
Hugh Douglas Hamilton: Cupid and Psyche in the Nuptial Bower, 1792–1793
Royer Lionel Noel, Amor und Psyche, 1893
Berger Joseph (1798-1870): Psyche Et Cupidon (Psyche And Cupid)


А вот последняя картина – это аллегория.
Амур с завязанными глазами "символизировал любовь, пренебрегающую всяким чувством разума". К тому же, здесь он изображён ведомым (за) Психеей – душой.

Ещё немного картин по мотивам:
Изображение Изображение Изображение
Annie Swynnerton: Cupid And Psyche,1891
José Maria Veloso Salgado: Amor e Psyché, 1891
Лотц Карой: Амур и Психея, 1902.


Продолжение следует…

_________________
Whistle in the dark


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Легенда об Амуре и Психее  
СообщениеДобавлено: 14 фев 2017, 19:10 
Не в сети
Аватар пользователя

Зарегистрирован:
21 сен 2012, 10:12
Сообщений: 11542
Прекрасная подборка!

Посмотришь на картины, где Амур -ребенок, Психея - женщина, и начинаешь понимать, почему Венера-Афродита возражала против этого брака :-) А если серьезно, то у этих полотен есть общая черта - они написаны в 19 веке. С одной стороны, это период возрождения интереса к античности, с другой - все смешалось в доме Облонских появились новые интерпретации мифов-первоисточников и вольные фантазии на тему. В 19 веке детство - совершенно невинная пора. Вполне возможно, художники не испорчены Фрейдом ничего криминального не видели, а хотели только свой взгляд на Амура проиллюстрировать: беспечный, юный муж - вечный ребенок.

Амур в сказке Апулея, безусловно, взрослый.
А сказка - литературная обработка различных мифов.


Malena писал(а):
Амур с завязанными глазами символизировал любовь, пренебрегающую всяким чувством разума.

чувство разума :-) эк загнула

В тему: Луиза Лабе "Спор Амура и Безумия"
История о том, как Безумие ослепило Амура. Подобный сюжет есть и у Лафонтена, и у Александра нашего Сергеевича ("Амур и Гиминей", "Амур и Дурачество (Безумие)")

А еще есть картина Тициана, на которой рядом с Венерой сидят два Эрота - один зрячий, другой слепой. Эта парочка символизирует двойную природу любви: чувственные наслаждения, с одной стороны, и духовную сосредоточенность - с другой. Насколько я понимаю, слепой Амур и Амур в повязке на глазах - аллегория более поздняя, придуманная в период Ренессанса.

_________________
Дерево надежды, стой прямо! ©


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Легенда об Амуре и Психее  
СообщениеДобавлено: 15 фев 2017, 18:21 
Не в сети
Аватар пользователя

Зарегистрирован:
25 сен 2012, 14:08
Сообщений: 3818
Malena, спасибо за такое количество красоты! :138: Есть знакомые картины, но многих не видела.
Malena писал(а):
Annie Swynnerton: Cupid And Psyche,1891

А эта у меня украшает обложку книги)

_________________
Творец не поручает задач, не снабдив условием для их решения. ©


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Легенда об Амуре и Психее  
СообщениеДобавлено: 16 фев 2017, 09:24 
Не в сети
Аватар пользователя

Зарегистрирован:
21 сен 2012, 10:39
Сообщений: 2296
Очень впечатляет!

_________________
Как бы медленно я не шла, и сколько бы ошибок я не совершила на своём пути, я все равно на целую вечность опережаю тех, кто даже не попробовал.


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Легенда об Амуре и Психее  
СообщениеДобавлено: 17 фев 2017, 16:10 
Не в сети
Аватар пользователя

Зарегистрирован:
21 сен 2012, 18:44
Сообщений: 4059
Afina писал(а):
Прекрасная подборка!

Afina писал(а):
спасибо за такое количество красоты!

Anuta писал(а):
Очень впечатляет!

Благодарю w441
Citron-El писал(а):
у этих полотен есть общая черта - они написаны в 19 веке.

Если говорить об этих картинах с сюжетами на ложе (и юным амуром в их числе), то преобладает период 16-18 века (преимущественно – 17й). Не все ещё выложила, в закромах аналогичные тоже есть соответствующих эпох. Т.е., собственно, расцвет Возрождения и его поздний период. Морально-этические взгляды, отраженные в искусстве, в этот период – свободны (тяготеют к прекрасному, в том числе и телесно-прекрасному, без ханжества, но и без пошлости, а как и в период античности). И это я ещё не анализировала гравюры и античные скульптуры на тот же сюжет.
Afina писал(а):
Амур в сказке Апулея, безусловно, взрослый.

Однозначно!
Citron-El писал(а):
В тему: Луиза Лабе "Спор Амура и Безумия"
История о том, как Безумие ослепило Амура.

Спасибо, прочитала! Там много информации про Любовь вообще – полезно и познавательно.
Любовь и Безумие идут вместе – прямо-таки «Amantes amentes» :mi_ga_et:
Citron-El писал(а):
чувство разума эк загнула

Надо было кавычки поставить – это цитата из «Книги Символов».
Citron-El писал(а):
А еще есть картина Тициана, на которой рядом с Венерой сидят два Эрота - один зрячий, другой слепой. Эта парочка символизирует двойную природу любви: чувственные наслаждения, с одной стороны, и духовную сосредоточенность - с другой. Насколько я понимаю, слепой Амур и Амур в повязке на глазах - аллегория более поздняя, придуманная в период Ренессанса.

На этих моментах я остановилась подробнее и стала собирать информацию.

Повязку на глазах Амура периодически называют ещё одним его атрибутом. Встречаю информацию в сборниках символов и мифов, но про первое упоминание точную информацию не находила.

- Слепой Амур, ведомый собакой. Символ любви сопровождаемой верностью. (EMSI; табл.13-9, с.158)
- Амура (Купидона) часто изображали с завязанными глазами как символ пренебрегающей всеми доводами разума любви (Энциклопедия символики и геральдики).
-Очень часто в искусстве или в архитектуре изображается с завязанными глазами, это символизирует случайность в выборе жертв, слепоту любви (ссыль)
- Амура рисуют с повязкой на глазах и крылатым. С повязкой – потому что он не видит препятствий, крылатым – чтобы перелетать через них (Хасинто Бенавенте, испанский кинорежиссер и сценарист)
- Поэты безумны, коль скоро они вручили Амуру лук, колчан и светильник. Могущество этого бога заключено в повязке на глазах (Нинон де Ланкло, французская куртизанка (XVII в.))

Что касается именно этой картины Тициана,
Изображение

то дают следующую интерпретацию:

«Суть тициановской аллегории заключается, видимо, в неоплатонической концепции любви, ее двух ступеней — земной и духовной — небесной. Отсюда тема двух Амуров, один из которых — Антэрос — воплощает чувственную любовь. Повязка, накладываемая на глаза Антэроса, символизирует обуздание чувственной любви, ее очищение. Женщина, накладывающая повязку, обычно отождествляется с Венерой, но некоторые исследователи видят в ней богиню целомудрия Весту. Нимфы, которые держат атрибуты Амура, лук и стрелы, трактуются как Грации, аллегории Чистоты и Наслаждения, весталки и т. п.»

И снова речь идёт о дуализме любви (в аллегориях с Амуром и Психеей я тоже его вижу).

Ещё находила цитаты в тему (много раз цитировались, так что первоисточник не знаю какой):
«Вооруженный луком Купидон, или Амур, порхающий над влюбленными с завязанными глазами, символизирует слепоту любви. Иногда изображались сразу два Купидона: один с повязкой на глазах, а другой — без таковой. В этом случае первый из них символизировал любовь земную, чувственную, плотскую, а второй — небесную, чистую, платоническую.
Какой потаенный смысл этой истории? Можно предположить, что она повествует о «слепоте» первоначального любовного влечения, вызванного неосознанными эмоциями. Попытка рассудка понять суть любви приводит к тому, что она исчезает. Возникают мучительные сомнения, переживания, конфликты: так чувства мстят рассудку за вторжение в их царство. Но истинная любовь преодолевает эти препятствия и торжествует — уже навсегда».


И вот здесь всплывает тема Антиамура/Антерота (ссыль на статью вики о нём Ира давала уже, ниже выдержки и другая информация):

Антерос (Антерот, Антэрот, др.-греч. Ἀντέρως) — бог взаимной («ответной») любви, либо бог, мстящий тем, кто не отвечает взаимностью на любовь или насмехается над теми, кто испытывает чувства, либо - отрицание любви (хладнокровный, рациональный Антерос).

Иногда Эрос и Антерос считаются близнецами-братьями и их одновременное рождение в Древней Греции почиталось чуть ли не священным.

Одна из интерпретаций:
В античности был известен Антерот, брат Эрота. Венере, осознавшей, что ее юный сын остановился в росте, было сказано, что только брат может помочь беде. Таким образом Эрот заполучил брата — Антерота, который стал символизировать любовь взаимную, то есть такую, которая растет и укрепляется. Эрот и Антерот изображаются вместе, они либо борются, возможно, за обладание пальмовой ветвью, либо мирятся и обнимаются. Их борьба означает, как считалось, не раздор, а силу их чувств друг к другу.

У Овидия упоминаются «оба Эрота», среди которых Антерос — бог отрицания любви, внушающий человеку ненависть к любящему его. Жертвенники Антероса были в Афинах и Элиде. Есть барельефные изображения в гимназии Элиды и т. д. Эроса и Антероса в виде двух братьев, борющихся за пальмовую ветвь.
Изображение Изображение
ИзображениеИзображение Изображение Изображение

Ещё один пересказ (может быть, проливающий свет на юный облик Амура):
Существует миф, что старший брат Антероса Эрос не рос, как остальные детишки, а оставался маленьким, пухлощеким проказником. И его мать, Афродита, спросила у Фетиды, в чем причина. Мудрая Фетида ответила, что Любовь не может расти без Страсти. Тогда Афродита родила Антероса (Страсть). Когда Эрос и Антерос вместе, Эрос быстро растет, превращаясь в красивого, стройного юношу, но как только Антерос покидает Эроса, Эрос вновь возвращается к детским формам и детским шалостям.

Ренессансные гуманисты различали два рода любви — небесную, которая росла вместе с размышлениями о Боге, и земную, то есть обычную, мирскую или сексуальную. Как правило, Эрот и Антерот изображаются как две Венеры-близняшки, или близнецы Купидоны. Борьба Эрота с Антеротом символизировала эти два аспекта любви.

Согласно некоторым исследователям, греческая приставка «ант» была неправильна истолкована, и означает не «противоположный», а «предшествующий» или «соответствующий».

С точки зрения некоторых философов, значение Антероса по сравнению со значением Эроса было столь мало, что иногда его рассматривают как ипостась Эроса.

В XIX веке, когда возник интерес к античности, Антеросу, в противоположность Эросу, стали приписывать христианские кроткость и смирение.

Таким образом, образ божества является противоречивым и рождает споры, в связи с малым количеством сохранившихся источников с его упоминаниями, а так же в связи с этимологией и морфологией этого имени.

А вот кто эта девушка с крыльями бабочки, интересно, рядом с Эротом и Антэротом? ;)
Изображение

Любопытное наблюдение – иногда Антероса изображают с крыльями бабочки (или очень на них похожими)
Изображение Изображение
The Angel of Christian Charity (Anteros) by Alfred Gilbert in Piccadilly Circus, 1893).

Особенно это часто в современных изображениях, помеченных как Антиэрот (иногда - вместе с братом Эротом)
Изображение Изображение Изображение


Ещё один персонаж, связанный с Амуром и Психей – их дочь Волуптас (Voluptus) – Наслаждение, Желание, Вожделение, Счастье… Дискуссий по поводу её имени много.
Изображение Изображение
Giulio Romano: Волуптас между Купидоном и Психеей, 1574

Так русский поэт И.П. Богданович пишет:

От них родилась дочь, прекрасна так, как мать;
Но как ее назвать,
В российском языке писатели не знают.
Иные дочь сию Утехой называют,
Другие — Радостью, и Жизнью, наконец;
И пусть, как хочет, всяк мудрец
На свой зовет ее особый образец.
Не пременяется названием натура:
Читатель знает то, и знает весь народ,
Каков родиться должен плод
От Душеньки и от Амура

[Богданович 1957: 126].

_________________
Whistle in the dark


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Легенда об Амуре и Психее  
СообщениеДобавлено: 01 июл 2017, 13:40 
Не в сети
Аватар пользователя

Зарегистрирован:
21 сен 2012, 10:39
Сообщений: 2296
Citron-El писал(а):
Апулей собрал её в "Метаморфозах"


Позволю себе правку. "Метаморфозы" написал Овидий. А "Миф об Амуре и Психее" вошел в поэму в прозе Апулея "Золотой осел". Да, да, сказка "Ослиная шкура". Сказкам этим несколько тысячелетий, Апулей был не первым, кто их использовал, Шарль Перро и Братья Гримм - не последними. )

Но я не для этого в тему забрела, просто глаз вдруг зацепился, когда открыла...

Я тут недавно прочитала это произведение Апулея в переводе на русский конца девятнадцатого века. И меня зацепил момент с сестрами, с женским коварством.
Психее ведь вовсе неплохо с невидимым мужем, он ее полностью устраивает, но приходят сестры и вешают ей лапшу на уши, что он - чудовище, которое хочет ее съесть, страх побеждает, она верит. Очень похоже на символическое описание выхода человека из зоны комфорта. Когда новое, еще не изведанное, незнакомое манит, а старое, привычки вопят во всю глотку: "Опасно, не ходи, пропадешь". И ведь знакомы они с детства, всю жизнь с ними живешь, как же не слушать?
Это я так, о своем, о жизненном.
А еще родственницы, что мужа дочери почти всегда хают. Как по заведенному. Может, они тоже древних сказок начитались, и знают, что жизнь молодым надо обязательно испортить? Особенно "тещи" преуспевают, обычно. Тоже жизненно. Наверное, это нормально для только что вышедшей замуж девушки, что прошлая жизнь и новая для нее почти всегда в контрах. Женское в прошлой и мужское в новой.
Да и Венера в качестве свекрови в жестокости не уступает. Завидует, ревнует, мучается. Тоже закономерно? Тут вспоминается Золушка и ее жизнь с мачехой. Мачеха - свекровь, которая не мама, что любит дочь такой, какая есть. Свекровь не будет спускать недостатков, будет проверять на прочность, к ней надо находить подходы, научиться жить.
Эдакое у Апулея получилось пособие для молодых девиц о замужестве. Новоиспеченный супруг - всегда загадка, которую разгадывать необходимо, но для него болезненно, а для тебя опасно. Полюбить можно, только рассмотрев. Вышла замуж - умерла для родителей. Опасаться стоит завистливых голосов из прошлого, готовой быть к испытаниям и недоброжелательному отношению свекрови. А главное в браке: чтобы супруг тебя любил. Символизм у Апулея как-то отходит на второй план, слишком уж герои живые.

Malena писал(а):
Волуптас (Voluptus) – Наслаждение, Желание, Вожделение, Счастье… Дискуссий по поводу её имени много


Вот тут тоже захотелось порассуждать. Психея - душа, изначально была смертной, но, пройдя испытания и объединившись с бессмертным богом, обрела бессмертие. То есть Любовь и Душа бессмертны. А дочь их смертна.
Наслаждение, желание, вожделение и даже сама жизнь смертны. Радость и счастье - бессмертны.
Желание и вожделение - неудовлетворенные чувства, они не могут быть рождены в столь счастливом браке.
Остается наслаждение и жизнь. Слияние души с любовью рождает наслаждение и жизнь.

_________________
Как бы медленно я не шла, и сколько бы ошибок я не совершила на своём пути, я все равно на целую вечность опережаю тех, кто даже не попробовал.


Вернуться наверх
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Сортировать по:  
Начать новую тему Ответить на тему


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  

Яндекс.Метрика