Темная комната http://darkroom-forum.ru/forum/ |
|
Разговоры о картинах (мировая живопись) http://darkroom-forum.ru/forum/viewtopic.php?f=13&t=3755 |
Страница 7 из 9 |
Автор: | Citron-El [ 10 фев 2017, 22:58 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Мировая живопись |
Любовь небесная, любовь земная?) |
Автор: | Malena [ 10 фев 2017, 23:11 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Мировая живопись |
Citron-El писал(а): Любовь небесная, любовь земная?) По полюсам категорий мыслишь верно, только если говорить о человеческой любви, то какие стороны в ней можно выделить, по аналогии? |
Автор: | Citron-El [ 11 фев 2017, 00:08 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Мировая живопись |
Духовная? Платоническая? Страстная? Плотская? Эрос? Агапэ? Бабочка меня смущает. Психея вообще символ любви к божеству, которая ведет к бессмертию души. А бабочка сама по себе.... даже не знаю. Купидона часто с бабочками изображают. Например, в колеснице, запряженной бабочками. Или он их ловит... |
Автор: | Malena [ 11 фев 2017, 08:27 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Мировая живопись |
Citron-El, ты, в общем-то, права. Как именно - напишу подробнее несколько позже. |
Автор: | Malena [ 11 фев 2017, 22:36 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Мировая живопись |
Итак, Citron-El указала основные образы и аллегории верно Теперь, подробнее: Краткая справка по художнику: На картине отображается не сам миф об Амуре и Психее, но заимствуются образы оттуда. Собственно, Амур/Эрос/Эрот/Купидон, Психея в образе бабочки, Афродита/Венера. Картина называется «Взвешивание купидона и бабочки». Все три образа (Купидон, Венера, Психея) отвечают теме любви, но весы говорят о сопоставлении. Любовь чувственная, сексуальная, страстная и т.п. - за эту аллегорию отвечают образ Купидона. Не зря сам автор вводит в название картины именно его римское имя (Cupido, с лат, собственно: желание, вожделение). Атрибутами этой стороны любви также являются лук, стрелы, колчан и факел (на заднем плане картины). Следует оговориться, что художник подчёркивает в картине данную символическую связь, но сам мифологический образ Амура-Эрота-Эроса-Купидона (буду использовать имя «Амур» далее) намного шире, и трактуется по разному, вплоть до далёких от плотских утех значений, в зависимости от других персонажей и символов, изображаемых рядом. Так, торжествующий Амур на поле сражения или побеждающий Марса, диких зверей, Пана, символизирует обезоруживающую силу любви, побеждающую вражду, первобытные инстинкты, похоть. Эта линия восходит к некогда популярной цитате из Вергилия: «Omnia vincit Amor» — лат. «Все побеждает Любовь». А вот Амур, которому ломают лук или стрелы, подстригают крылья, шлепают и т. п., символизирует наказание (за страсть и прочую «греховность») со стороны богинь, символизирующих целомудрие (Диана/Артемида, Афина, Минерва). Аккурат, как в примере с картиной выше. Или, вот, ниже картина рассматриваемого художника Пику, на которой нимфы из свиты Дианы и крылья Амурчику подрезают, и лук ломают, и стрелы вытаскивают из колчана. Анри-Пьер Пику Но возвращаясь к нашей картине. Здесь также присутствует укрощение чувственной стороны любви: Венера отобрала у Купидона колчан со стрелами (тоже не безызвестный мотив. Наряду с наказанием розгами или шлепками по пухлой попе)) Хотя за самой Венерой водятся такого рода «грешки», но её сын частенько доставляет своими любовными стрелами столько боли и хлопот, что даже Богине Любви приходится браться за его воспитание). Кроме того, на заднем плане едва горящий факел/чаша с огнём — так же атрибут страстного пламени любви. Бабочка — символ души. Её олицетворением является Психея, возлюбленная Амура. О своём любимом мифе я могу говорить много (и буду — открою для этого отдельную тему , как собиралась уже давно. Скажем, приурочив к наступающему Дню Всех Влюбленных , здесь же оставлю только то, что помогает разобраться в символизме картины. Общая тема мифа сводит образы души и любви (как и их персонификации): далее об этой мысли см. пункты 1-3. Перевешивает чаша весов, на которой сидит лёгкая бабочка. См. выше - в изначальном мифе противостояния Психеи и Амура (и аллегорий, связанных с ними), как такового нет. Есть разного рода сопоставления и связи, которые разнятся, опять же, в зависимости от сопутствующих символов и эпохи. Для греков этот миф был классическим образцом истинной любви, высшей реализации человеческой души. Поэтому Психея стала символом души, ищущей свой идеал, стремящейся ко всему возвышенному, прекрасному, душевному (одухотворенному) через любовь. В Средневековье мотивы чувственного и духовного явственно выделились в общей канве связи души с любовью (далее об этой мысли п.4) Автор в этой картине тоже несколько морализаторствует: сравнивает на весах чувственную и духовную любовь; отдаёт предпочтение последней. Не уверенна, что её он представляет только как «любовь к божеству», т.к. на картине нет явно указывающих на это атрибутов, помимо бабочки (а этот символ Психеи имеет не меньше трактовок, чем Амур), скорее, речь идёт о возвышенной/душевной/ составляющей любви в её едином образе. К тому же, Возрождение (последователем которого был Пику), снова подняло ценности античного периода (а как расценивали Психею древние греки, я писала выше). В то же время, те гуманисты Возрождения, кто адаптировал к этим идеям нормы Христианства, трактовали легенду как аллегорию жизненного пути и воссоединения с Богом после смерти. Может быть, и чистое агапэ имеет место на этой чаше весов. Итак, основная тема-аллегория картины — любовь. На весах — её составляющие (может быть — виды). В этой картине бесспорное предпочтение отдаётся платоническим/душевным/духовным/ проявлениям любви по отношению к чувственным/страстным/сексуальным. Для сравнения: на другой картине этого же художника Психея и Амур (духовное и чувственное) идут рука об руку (Психея помогает возлюбленному затачивать стрелы). Анри-Пьер Пику Я всё-таки не склонна противопостовлять их как два полюса, скорее, рассматриваю как категории одного целого. Ну и, под завязку, несколько вариантов того же самого сюжета кисти Анри-Пьера Пику, вместе с первой картиной. |
Автор: | Citron-El [ 12 фев 2017, 23:30 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Мировая живопись |
Malena писал(а): м. выше - в изначальном мифе противостояния Психеи и Амура (и аллегорий, связанных с ними), как такового нет. А ты уверена, что оно есть тут? Сравнение видов (составляющих) любви? Может, бабочка - просто бабочка? И здесь не сравнение, а именно взвешивание Амура? Его легкость подчеркивается? Вот, например: «Купидон и бабочка», Адольф Бугро (1888 г.) Очень элегантное толкование: Купидон бережно снимающий с руки бабочку - сам жест - символ нежности и заботы в любви. |
Автор: | Malena [ 14 фев 2017, 01:09 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Мировая живопись |
Citron-El писал(а): А ты уверена, что оно есть тут? Сравнение видов (составляющих) любви? Уверенна, что бабочка здесь не просто бабочка Ибо всё же знаков много, и тематика картин автора полна античных аллегорий. А бабочка и амур рядом в живописи - всегда (ну ладно, почти всегда) отсылка к данному мифу. Стихотворение Флоренс красивое, каждый зритель может видеть по своему) |
Автор: | Citron-El [ 14 фев 2017, 01:20 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Мировая живопись |
Malena, трактовку ты из головы брала? Я всё больше убеждаюсь, что Психея тут совсем ни при чем. 1) Амур взрослый\ребенок - это разные аллегории. 2) Для того, чтобы показать разные виды любви, в античных мифах другие персонажи использовались (об этом позднее) 3) Художник жил в Викторианскую эпоху (стихотворение Флоренс того же периода и духу времени соответствует) ___ Нам нужен искусствовед )) |
Автор: | Malena [ 14 фев 2017, 01:25 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Мировая живопись |
Citron-El писал(а): 1) Амур взрослый\ребенок - это разные аллегории. Не всегда. Даже на картинах с Психеей Амура иногда изображают ребёнком и/или подростком, причём, в ракурсах не невинных. Citron-El писал(а): 2) Для того, чтобы показать разные виды любви, в античных мифах другие персонажи использовались (об этом позднее) об этом не знаю. Надо просветить) Citron-El писал(а): 3) Художник жил в Викторианскую эпоху (стихотворение Флоренс того же периода и духу времени соответствует) Как по мне, это ещё один бал к тому, что тут идёт позиционирование духовного (небесного) и чувственного (земного). 4) не могу игнорировать отобранный лук и потухший факел - это яркие атрибуты Купидона, символизирующие страсть. Кстати, на одной из картин под чашей бабочки - ветка. Смотря ветка чего... но обычно это символ возрождения, что тоже ассоциируется с душой-Психеей. |
Автор: | Citron-El [ 14 фев 2017, 01:28 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Мировая живопись |
Malena, то есть трактовка из головы? |
Автор: | Malena [ 14 фев 2017, 01:29 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Мировая живопись |
Citron-El писал(а): Malena, то есть трактовка из головы? Мой анализ, да. Найдёшь официальный по этой картине - готова внять) |
Автор: | Malena [ 14 фев 2017, 01:50 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Мировая живопись |
Citron-El писал(а): Кто эта торговка? Что у неё за "товар"? Кому она его предлагает? Загадка сложная. Собственно, торгует амурчиками - любовью? Покупательница из мифологического пантеона? Вспомнила, что видела аналогичный сюжет у того же Анри-Пьера Пику: |
Автор: | Citron-El [ 14 фев 2017, 02:26 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Мировая живопись |
Malena писал(а): Собственно, торгует амурчиками - любовью? Не так всё просто ) Malena писал(а): Покупательница из мифологического пантеона? Да. Верно подмечено. Malena писал(а): Вспомнила, что видела аналогичный сюжет у того же Анри-Пьера Пику Предыдущая картина восходит к малоизвестному мифу и персонажам. Их число не случайно. А здесь очень вольная интерпретация. Господин Пику нафантазировал )) |
Автор: | Malena [ 14 фев 2017, 02:32 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Мировая живопись |
Citron-El писал(а): Предыдущая картина восходит к малоизвестному мифу и персонажам. Их число не случайно. А здесь очень вольная интерпретация. Господин Пику нафантазировал )) колличество амуров тоже не случайно? Три... с этой цифрой у меня ассоциируется Вера, Надежда, Любовь, но если миф древний, то тогда, кажись, эту троицу ещё так не выделяли... |
Автор: | Citron-El [ 14 фев 2017, 03:18 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Мировая живопись |
Malena писал(а): колличество амуров тоже не случайно? Да. Главным образом, именно их количество не случайно. Malena писал(а): Три... с этой цифрой у меня ассоциируется Вера, Надежда, Любовь Холодно. |
Автор: | Afina [ 15 фев 2017, 19:02 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Мировая живопись |
Citron-El писал(а): Зато мне попался еще один необычный сюжет: Любопытно, но идей у меня ноль. Буду ждать правильного ответа, интересно же. |
Автор: | Malena [ 15 фев 2017, 19:09 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Мировая живопись |
Я тут готовлю ответ в пост к Амуру и Психее, и наткнулась на несколько картин с Амуром: 1) Может быть, эти три амурчика - стихии воздуха, воды и огня (так, по крайней мере, попыталась расшифровать изображения)? 2) предложу вариант, если первый - холодно)) |
Автор: | Citron-El [ 15 фев 2017, 21:57 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Мировая живопись |
Картина интересная, но интерпретация? Честно, не знаю, насколько тут миф, а насколько мифотворчество художника. Три амурчика Торговки точно не стихии. Malena писал(а): предложу вариант, если первый - холодно)) Предлагай. |
Страница 7 из 9 | Часовой пояс: UTC |
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group http://www.phpbb.com/ |