Темная комната
http://darkroom-forum.ru/forum/

Разговоры о картинах (мировая живопись)
http://darkroom-forum.ru/forum/viewtopic.php?f=13&t=3755
Страница 7 из 9

Автор:  Citron-El [ 10 фев 2017, 22:58 ]
Заголовок сообщения:  Re: Мировая живопись

Любовь небесная, любовь земная?)

Автор:  Malena [ 10 фев 2017, 23:11 ]
Заголовок сообщения:  Re: Мировая живопись

Citron-El писал(а):
Любовь небесная, любовь земная?)

По полюсам категорий мыслишь верно, только если говорить о человеческой любви, то какие стороны в ней можно выделить, по аналогии?

Автор:  Citron-El [ 11 фев 2017, 00:08 ]
Заголовок сообщения:  Re: Мировая живопись

Духовная? Платоническая?
Страстная? Плотская?
Эрос? Агапэ? :8092:

Бабочка меня смущает.
Психея вообще символ любви к божеству, которая ведет к бессмертию души.
А бабочка сама по себе.... даже не знаю. Купидона часто с бабочками изображают.
Например, в колеснице, запряженной бабочками. Или он их ловит...

Автор:  Malena [ 11 фев 2017, 08:27 ]
Заголовок сообщения:  Re: Мировая живопись

Citron-El, ты, в общем-то, права. Как именно - напишу подробнее несколько позже.

Автор:  Malena [ 11 фев 2017, 22:36 ]
Заголовок сообщения:  Re: Мировая живопись

Итак, Citron-El указала основные образы и аллегории верно :happy:
Теперь, подробнее:
Краткая справка по художнику:
Анри-Пьер Пику (фр. Henri Pierre Picou, 27 февраля 1824, Нант, Франция — 17 июля 1895) — французский художник-академист. Родился в Нанте. Учился в мастерской Поля Делароша, а позже — Марка Габриэля Шарля Глейра. Творческий путь Анри-Пьер Пику начал с портретов и картин на исторические темы (на сюжеты средневековья и Нового времени), позже перешёл на темы из античной мифологии. Был представителем академизма и одним из основателей так называемой «новой греческой школы» . Не останавливаясь только на картинах на классические и мифологические сюжеты, Пику также работал над фресками для католических церквей, в том числе для Часовни Святых Апостолов в церкви Saint-Roch. Считался самым модным художником поздней Второй империи во Франции.

На картине отображается не сам миф об Амуре и Психее, но заимствуются образы оттуда. Собственно, Амур/Эрос/Эрот/Купидон, Психея в образе бабочки, Афродита/Венера.

Картина называется «Взвешивание купидона и бабочки».

Все три образа (Купидон, Венера, Психея) отвечают теме любви, но весы говорят о сопоставлении.

Любовь чувственная, сексуальная, страстная и т.п. - за эту аллегорию отвечают образ Купидона. Не зря сам автор вводит в название картины именно его римское имя (Cupido, с лат, собственно: желание, вожделение). Атрибутами этой стороны любви также являются лук, стрелы, колчан и факел (на заднем плане картины).
Следует оговориться, что художник подчёркивает в картине данную символическую связь, но сам мифологический образ Амура-Эрота-Эроса-Купидона (буду использовать имя «Амур» далее) намного шире, и трактуется по разному, вплоть до далёких от плотских утех значений, в зависимости от других персонажей и символов, изображаемых рядом. Так, торжествующий Амур на поле сражения или побеждающий Марса, диких зверей, Пана, символизирует обезоруживающую силу любви, побеждающую вражду, первобытные инстинкты, похоть. Эта линия восходит к некогда популярной цитате из Вергилия: «Omnia vincit Amor» — лат. «Все побеждает Любовь». А вот Амур, которому ломают лук или стрелы, подстригают крылья, шлепают и т. п., символизирует наказание (за страсть и прочую «греховность») со стороны богинь, символизирующих целомудрие (Диана/Артемида, Афина, Минерва). Аккурат, как в примере с картиной выше. Или, вот, ниже картина рассматриваемого художника Пику, на которой нимфы из свиты Дианы и крылья Амурчику подрезают, и лук ломают, и стрелы вытаскивают из колчана.
Анри-Пьер Пику
Изображение

Но возвращаясь к нашей картине. Здесь также присутствует укрощение чувственной стороны любви: Венера отобрала у Купидона колчан со стрелами (тоже не безызвестный мотив. Наряду с наказанием розгами или шлепками по пухлой попе)) Хотя за самой Венерой водятся такого рода «грешки», но её сын частенько доставляет своими любовными стрелами столько боли и хлопот, что даже Богине Любви приходится браться за его воспитание). Кроме того, на заднем плане едва горящий факел/чаша с огнём — так же атрибут страстного пламени любви.

Бабочка — символ души. Её олицетворением является Психея, возлюбленная Амура.
О своём любимом мифе я могу говорить много (и буду — открою для этого отдельную тему , как собиралась уже давно. Скажем, приурочив к наступающему Дню Всех Влюбленных :mi_ga_et: , здесь же оставлю только то, что помогает разобраться в символизме картины. Общая тема мифа сводит образы души и любви (как и их персонификации): далее об этой мысли см. пункты 1-3.

Перевешивает чаша весов, на которой сидит лёгкая бабочка.
См. выше - в изначальном мифе противостояния Психеи и Амура (и аллегорий, связанных с ними), как такового нет. Есть разного рода сопоставления и связи, которые разнятся, опять же, в зависимости от сопутствующих символов и эпохи. Для греков этот миф был классическим образцом истинной любви, высшей реализации человеческой души. Поэтому Психея стала символом души, ищущей свой идеал, стремящейся ко всему возвышенному, прекрасному, душевному (одухотворенному) через любовь. В Средневековье мотивы чувственного и духовного явственно выделились в общей канве связи души с любовью (далее об этой мысли п.4)
Автор в этой картине тоже несколько морализаторствует: сравнивает на весах чувственную и духовную любовь; отдаёт предпочтение последней.
Не уверенна, что её он представляет только как «любовь к божеству», т.к. на картине нет явно указывающих на это атрибутов, помимо бабочки (а этот символ Психеи имеет не меньше трактовок, чем Амур), скорее, речь идёт о возвышенной/душевной/ составляющей любви в её едином образе. К тому же, Возрождение (последователем которого был Пику), снова подняло ценности античного периода (а как расценивали Психею древние греки, я писала выше). В то же время, те гуманисты Возрождения, кто адаптировал к этим идеям нормы Христианства, трактовали легенду как аллегорию жизненного пути и воссоединения с Богом после смерти. Может быть, и чистое агапэ имеет место на этой чаше весов.

Итак, основная тема-аллегория картины — любовь. На весах — её составляющие (может быть — виды).
В этой картине бесспорное предпочтение отдаётся платоническим/душевным/духовным/ проявлениям любви по отношению к чувственным/страстным/сексуальным.

Для сравнения: на другой картине этого же художника Психея и Амур (духовное и чувственное) идут рука об руку (Психея помогает возлюбленному затачивать стрелы).
Анри-Пьер Пику
Изображение

Я всё-таки не склонна противопостовлять их как два полюса, скорее, рассматриваю как категории одного целого.

Ну и, под завязку, несколько вариантов того же самого сюжета кисти Анри-Пьера Пику, вместе с первой картиной.
Изображение Изображение Изображение

Автор:  Citron-El [ 12 фев 2017, 23:30 ]
Заголовок сообщения:  Re: Мировая живопись

Malena писал(а):
м. выше - в изначальном мифе противостояния Психеи и Амура (и аллегорий, связанных с ними), как такового нет.


А ты уверена, что оно есть тут? Сравнение видов (составляющих) любви? :smu:sche_nie:
Может, бабочка - просто бабочка? И здесь не сравнение, а именно взвешивание Амура?
Его легкость подчеркивается?

Вот, например:
«Купидон и бабочка», Адольф Бугро (1888 г.)

Изображение

Очень элегантное толкование:

Купидон бережно снимающий с руки бабочку - сам жест - символ нежности и заботы в любви.

Автор:  Citron-El [ 14 фев 2017, 00:46 ]
Заголовок сообщения:  Re: Мировая живопись

В поисках разгадки обнаружила чудесный поэтический комментарий к картине:

ИзображениеИзображение

Стихотворение из сборника английской женской поэзии, автор некая Флоренс.

Оригинал
Silly maiden! Weight them not! Butterflies are earthly things: thou forget`st their lowly lot, Gazing on their glittery wings. Find a star-beam from the sky -find a glow-worm in the grass - will the earth-lamp rise on high? Will that heaven ray downward pass? Love - enternal, holy love, light, perchance, and proud, and free, maiden - see! It soars above wordly pride and vanity. Droping to its native earth, sinks the gilded insect-fly; Love, of holier, heavenlier birth, rises towards his home on high. Maiden, throw the scales away! Never weight poor Love again! Even the doubt has dimmed the ray on his pinions with its stain! See! He lifts his wondering eye, half reproachfully to thee - "Measured with a Butterfly!" I`d try my wings, if i were he.


За перевод спасибо огромное Judy Abbot
Глупая Дева! Не взвешивай их! Бабочки земные существа: ты забудь об их смиренном множестве, взирай с восхищением на их сверкающие крылья. Отыщи луч звезды на небе - отыщи светлячка в траве - поднимется ли ввысь светильник земли? И сможет ли спуститься небесный луч? Любовь - нетленная, священная любовь, легкая, возможная, величавая и свободная - Дева, посмотри! Она парит над мирской гордыней и тщеславием. Опускаясь на родную землю, тонет позолоченная букашка; любовь благочестивая, небесное рождение, поднимается ввысь, чтобы достичь своего дома. Дева, выбрось весы! Никогда больше не взвешивай Любовь! Даже сомнение способно опорочить и затуманить луч на кончиках его крыльев!
Смотри! Он удивленно и с укоризной взирает на тебя - "Меня сравнивают с бабочкой?"
Я бы попробовала улететь, если бы была им.


Название: "Любовь наилегчайшая!"
Стихотворение написано к картине.
Вкратце:
Автор обращается к девушке, взвешивающей Любовь и бабочку.
Обычную бабочку, как символ тленной красоты, мирской тщеты...
Глупая Дева, говорит автор, бабочки существа земные, а дом любви - небо.
Любовь нетленная парит над земной гордость и тщеславием.
Сравнивать её с бабочкой, все равно, что сравнивать луч звезды со светлячком.
Луч не может упасть до земли, а светлячок подняться в небо.
Выбрось весы, Дева! Никогда больше не взвешивай Любовь.
Малейшее сомнение затуманивает (пятнает) лучи на кончиках его крыльев.

Любовь глядит на Деву удивленно, с укоризной: "Меня сравнивают с бабочкой?"
На его месте ( на месте Амура), присовокупляет автор, я попробовала бы улететь.

Автор:  Malena [ 14 фев 2017, 01:09 ]
Заголовок сообщения:  Re: Мировая живопись

Citron-El писал(а):
А ты уверена, что оно есть тут? Сравнение видов (составляющих) любви?

Уверенна, что бабочка здесь не просто бабочка :a_g_a: Ибо всё же знаков много, и тематика картин автора полна античных аллегорий.
А бабочка и амур рядом в живописи - всегда (ну ладно, почти всегда) отсылка к данному мифу.

Стихотворение Флоренс красивое, каждый зритель может видеть по своему)

Автор:  Citron-El [ 14 фев 2017, 01:20 ]
Заголовок сообщения:  Re: Мировая живопись

Malena, трактовку ты из головы брала?
Я всё больше убеждаюсь, что Психея тут совсем ни при чем.

1) Амур взрослый\ребенок - это разные аллегории.
2) Для того, чтобы показать разные виды любви, в античных мифах другие персонажи использовались (об этом позднее)
3) Художник жил в Викторианскую эпоху (стихотворение Флоренс того же периода и духу времени соответствует)
___
Нам нужен искусствовед ))

Автор:  Malena [ 14 фев 2017, 01:25 ]
Заголовок сообщения:  Re: Мировая живопись

Citron-El писал(а):
1) Амур взрослый\ребенок - это разные аллегории.

Не всегда. Даже на картинах с Психеей Амура иногда изображают ребёнком и/или подростком, причём, в ракурсах не невинных.
Citron-El писал(а):
2) Для того, чтобы показать разные виды любви, в античных мифах другие персонажи использовались (об этом позднее)

об этом не знаю. Надо просветить)
Citron-El писал(а):
3) Художник жил в Викторианскую эпоху (стихотворение Флоренс того же периода и духу времени соответствует)

Как по мне, это ещё один бал к тому, что тут идёт позиционирование духовного (небесного) и чувственного (земного).
4) не могу игнорировать отобранный лук и потухший факел - это яркие атрибуты Купидона, символизирующие страсть.
Кстати, на одной из картин под чашей бабочки - ветка. Смотря ветка чего... но обычно это символ возрождения, что тоже ассоциируется с душой-Психеей.

Автор:  Citron-El [ 14 фев 2017, 01:28 ]
Заголовок сообщения:  Re: Мировая живопись

Malena, то есть трактовка из головы?

Автор:  Malena [ 14 фев 2017, 01:29 ]
Заголовок сообщения:  Re: Мировая живопись

Citron-El писал(а):
Malena, то есть трактовка из головы?

Мой анализ, да. Найдёшь официальный по этой картине - готова внять)

Автор:  Citron-El [ 14 фев 2017, 01:38 ]
Заголовок сообщения:  Re: Мировая живопись

Malena, искала уже и на русском, и на английском.
Кроме стихотворения, пока не нашла ничего, увы.

Зато мне попался еще один необычный сюжет:

16.

Изображение
Мари Вьен "Торговка амурами", 1763 г.

Кто эта торговка? Что у неё за "товар"? Кому она его предлагает? Загадка сложная.
Предлагаю пофантазировать немного прежде, чем я выложу ответ. :mi_ga_et:

К счастью, нашлась статья искусствоведа, посвященная этому сюжету, так что ответ будет однозначным ))

Автор:  Malena [ 14 фев 2017, 01:50 ]
Заголовок сообщения:  Re: Мировая живопись

Citron-El писал(а):
Malena, искала уже и на русском, и на английском.

Естественно, я тоже сначала искала официальную трактовку, и так же не нашла, но походу поиска расширяла свою базу, связанную символами и интерпретациями (вв первый раз на картину наткнулась, кстати, в подборке к "Амуру и Психее", но тоже частной), и сейчас моё мнение однозначно. Но, признаю, я не искусствовед, так что готова после настоящей трактовки пересмотреть свои взгляды, если они ошибочны.

Citron-El писал(а):
Кто эта торговка? Что у неё за "товар"? Кому она его предлагает? Загадка сложная.

Собственно, торгует амурчиками - любовью?
Покупательница из мифологического пантеона?
Вспомнила, что видела аналогичный сюжет у того же Анри-Пьера Пику:
Изображение
Но здесь потенциальные покупатели - обычные женщины и девушки Венеции :echin:

Автор:  Citron-El [ 14 фев 2017, 02:26 ]
Заголовок сообщения:  Re: Мировая живопись

Malena писал(а):
Собственно, торгует амурчиками - любовью?


Не так всё просто )

Malena писал(а):
Покупательница из мифологического пантеона?


Да. Верно подмечено.

Malena писал(а):
Вспомнила, что видела аналогичный сюжет у того же Анри-Пьера Пику


Предыдущая картина восходит к малоизвестному мифу и персонажам. Их число не случайно.
А здесь :echin: очень вольная интерпретация. Господин Пику нафантазировал ))

Автор:  Malena [ 14 фев 2017, 02:32 ]
Заголовок сообщения:  Re: Мировая живопись

Citron-El писал(а):
Предыдущая картина восходит к малоизвестному мифу и персонажам. Их число не случайно.
А здесь очень вольная интерпретация. Господин Пику нафантазировал ))

колличество амуров тоже не случайно? Три... с этой цифрой у меня ассоциируется Вера, Надежда, Любовь, но если миф древний, то тогда, кажись, эту троицу ещё так не выделяли...

Автор:  Citron-El [ 14 фев 2017, 03:18 ]
Заголовок сообщения:  Re: Мировая живопись

Malena писал(а):
колличество амуров тоже не случайно?


Да. Главным образом, именно их количество не случайно.

Malena писал(а):
Три... с этой цифрой у меня ассоциируется Вера, Надежда, Любовь


Холодно.

Автор:  Afina [ 15 фев 2017, 19:02 ]
Заголовок сообщения:  Re: Мировая живопись

Citron-El писал(а):
Зато мне попался еще один необычный сюжет:

Любопытно, но идей у меня ноль. Буду ждать правильного ответа, интересно же.

Автор:  Malena [ 15 фев 2017, 19:09 ]
Заголовок сообщения:  Re: Мировая живопись

Я тут готовлю ответ в пост к Амуру и Психее, и наткнулась на несколько картин с Амуром:
1)
Изображение
Benjamin West: "Omnia Vincit Аmore" - Сила Любви в трех стихиях, 1809.

Может быть, эти три амурчика - стихии воздуха, воды и огня (так, по крайней мере, попыталась расшифровать изображения)?

2) предложу вариант, если первый - холодно))

Автор:  Citron-El [ 15 фев 2017, 21:57 ]
Заголовок сообщения:  Re: Мировая живопись

Картина интересная, но интерпретация? Честно, не знаю, насколько тут миф, а насколько мифотворчество художника.
Три амурчика Торговки точно не стихии.

Malena писал(а):
предложу вариант, если первый - холодно))


Предлагай.

Страница 7 из 9 Часовой пояс: UTC
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
http://www.phpbb.com/