Название: Встреча
Место событий: США, Чикаго
Время событий: 1923 год
Автор:
Anuta Вот так Луис вспоминал этот день...
Белые тонкие пальцы легко скользили по клавишам, извлекая из них зажигательные синкопированные фразы. Фразы переходили одна в другую, объединенные общей авантюрной идеей. Пианист импровизировал с азартом. Подкатив свой рояль почти вплотную к внутренней двери, он время от времени заглядывал в замочную скважину, за которой женщина обслуживала очередного клиента, и удивительно ловко подстраивал ритм пьесы под движения проститутки под одобрительные возгласы собравшейся за столиками у стены публики. Луису это казалось невероятным. Раскрыв от изумления рот, мальчик смотрел на пальцы, умеющие превращать движение в музыку, и долгое время не видел ничего, кроме них. Но вот музыка на секунду стихла, и исполнитель быстро и бесшумно откатил свой рояль в центр залы, чтобы тут же начать наигрывать новую мелодию. Вышедший мужчина кинул ему на крышку несколько монет. Не отрывая рук от клавиш, музыкант повернул голову и вежливо поклонился, провожая взглядом гостя до дверей, когда его взгляд наткнулся на стоящего на полпути негритенка. Музыкальная фраза оборвалась на полуслове. Не доиграв пьесы, видимо, испугавшись, что ребенок сбежит, юноша встал и, подойдя к Луису, больно схватил его за плечи:
- Ты меня здесь не видел сегодня, понял? - в руке мальчика оказалась монета.
- Д-да, сэр, конечно, сэр, - с готовностью пролепетал тот, на ощупь определяя ценность взятки. Он прекрасно понимал, за что получил деньги, так же, как знал, что музыкант волновался зря. Зачарованный звучанием рояля, Луис и не заметил бы, что они знакомы, и не вспомнил даже, при каких обстоятельствах видел этого юношу в прошлый раз. Теперь же, когда красивое тонкое лицо, окаймленное блестящими, словно шелк, волосами, склонилось над ним, а карие, четко очерченные, словно подведенные, глаза еще раз внимательно оценивали его надежность, он, конечно, все вспомнил.
Всего одним днем раньше у здания Аудиториума, где он ошивался весь вечер в ожидании удачи, с любопытством разглядывая проезжающие туда и обратно дорогие автомобили, этот юноша точно также склонился над ним, озвучивая свою просьбу и засовывая в руку записку к спускающейся по ступеням театра девушке, и точно также упали на лицо тогда слишком длинные и мягкие для мужчины каштановые пряди.
- Эдвард, что Вы делаете здесь? Я уже десять минут жду Вас в автомобиле, - по старчески скрипучий, но очень бодрый женский голос, привыкший отдавать приказания, прозвучал, когда Луис рассматривал девушку, которой предназначалось послание. Он обернулся.
- Беги скорее, - шепнул ему Эдвард, заслоняя собой от высокой пожилой леди, - Я, бабушка, решил немного пройтись, воздухом подышать, - он взял под руку свою полную королевского величия бабушку и повел к машине, а Луис побежал исполнять поручение, радуясь такому приятному заработку.
Он удивился, сравнив своего вчерашнего случайного знакомого с пианистом, играющим в публичном доме. Его удивление отразилось на лице последнего, и тот вопросительно поднял брови.
- Вчера я Вас тоже не видел, сэр, - поспешно добавил мальчик и с удовольствием покрутил в пальцах четвертак.
- Сообразительный малый, - юноша потрепал его по жестким волосам, - Ну, бывай! - он снял с вешалки дорожный плащ и скрылся за дверью.
Луис прошел за барную стойку.
- Ужинать будешь? - потуже завязывая халат, поинтересовалась мать.
Он кивнул и уселся за маленький столик у посудного шкафа. Мать налила ему полную тарелку супа, отрезала кусок хлеба и села напротив.
Его маму звали Рамла. Она была молодая и такая же красивая, как и ее имя. У нее были мягкие руки и теплая грудь, ласковая улыбка и мечтательный взгляд. Она мечтала о карьере певицы, но работала проституткой. Так получилось. Эта работа позволяла им снимать отдельную, пусть и совсем крошечную, комнату в большом городе, куда почти год назад они переехали из Нью-Орлеана, как и многие другие, убегая от несправедливых законов Джима Кроу, ограничивающих права всех негров южных штатов.
- Мам, а давно у вас тут этот пианист? - пережевывая хлеб, поинтересовался Луис.
- Сегодня первый день. Он здорово играет, да?
- Ага... очень.
- Но Луи Армстронг все-таки играет гораздо лучше, - женщина мечтательно скрестила под подбородком пальцы, - Он уже в пятнадцать лет играл лучше любого музыканта на планете. Бывало достанет свой корнет и вся улица замирает.
Эту историю мальчик слышал уже не первый раз. Его мама гордилась тем, что выросла в одном городе с талантливым музыкантом, и когда тот начал выступать в клубах Нью-Орлеана, она, не задумываясь, переименовала своего трехлетнего сына в честь нового кумира. Она верила, что у обоих Луисов будущее станет блистательным и необыкновенным.
- Он невероятен! - горячо говорила она, - его корнет, как живой. Он словно рассказывает истории нашего детства, словно зовет кого-то. Ты должен обязательно попросится к нему в ученики. Ты же умеешь играть "Дом, милый дом" на своей дудочке. И потом, он, наверное, помнит меня, мы же практически росли вместе. Представляешь, как здорово будет: дуэт двух Луи?
- Это не моя дудочка, - пробурчал Луис, выбираясь из-за стола, - И, если вы вместе росли, почему ты работаешь здесь, а не поешь с ним в "Линкольн-гарденс", раз так этого хотела?
Рамла отвернулась, убирая тарелку, и Луис не видел, какое выражение было при этом на ее лице.
- Спасибо за ужин, - сказал он и, не дождавшись ответа, вышел.
Разговор с матерью оставил неприятный осадок. Ему не нравилось, когда она начинала мечтать о его будущем и навязывала эти мечты ему. Словно хотела, чтобы он прожил жизнь за нее. Это была жалость, смешанная с легким презрением, чувство, которое возникает, когда смотришь на запертое в клетке красивое, но потрепанное и смирившееся животное, и которое часто испытывают подростки к своим не вполне успешным родителям. Материнские мечты казались ему смешными. Они жили в мире белых людей, а что такое для белого человека негритянская музыка? Любопытная диковинка, дешевый легкодоступный товар, такой же дешевый и доступный, как тела черных женщин. Вот этот человек из богатой семьи, что играл сегодня на рояле - он настоящий мастер, у него и образование, и осанка, и он может позволить себе ходить в Аудиториум. Кто по сравнению с ним какой-то самоучка из Луизианы, никогда не покидавший негритянского гетто? Вот у Эдварда он, пожалуй, поучился бы, на клавишах, если бы тот захотел его учить.
Приехав в Чикаго двенадцатилетним подростком и впервые увидев праздную, распущенную и утонченную столичную роскошь, Луис испытывал к ней странное почти болезненное влечение. Ему нравилось ходить среди красивых домов, нравилось смотреть на нарядных людей, ведущих себя так, как будто все в мире им доступно.
Он достал дудочку и повертел в руках:
- Надо вернуть ее Рону.
Рон был его лучшим другом. Белым, что характерно. Луису вообще больше нравились белые люди, ему казалось, в них больше достоинства. Они много времени проводили вместе, хоть и являли собой довольно странное зрелище. Рон был старше Луиса всего на два года, но зато выше на целых две головы. Рядом с ним Луис выглядел маленьким ребенком, карликом, которому все время приходится бежать, чтобы поспеть за широкими шагами своего долговязого приятеля, и задирать голову, чтобы услышать, что тот говорит, но это не мешало ребятам иметь общие интересы и весело проводить вместе время. Дудочку Рону подарил какой-то бродяга, и простенькая с виду бамбуковая вещица стала им почему-то очень дорога. Они хранили и "ласкали" ее по очереди. На ней были странные узоры, и звучала она так, словно звук отражался эхом среди гор, стоило просто подуть. Сегодня флейта "гостила" у Луиса, он должен был вернуть ее другу вечером, когда тот закончит работу в ресторане.
Мальчик прислонился к дереву, закрыл глаза и поднес флейту к губам. Она запела. Запела песню, которую мама пела ему в детстве в качестве колыбельной.
- Ух ты! Что я слышу! - послышался рядом бодрый голос, - Песня моего детства!
Луис открыл глаза. Перед ним стоял не очень высокий, ниже Рона, но довольно толстый, по меркам Луиса, негр, в черном костюме с бабочкой.
- Дай посмотреть, - мужчина протянул руку за дудочкой.
Луис прижал инструмент к груди и отрицательно помотал головой.
- Ну, покажи из своих рук, - добродушно осклабился незнакомец.
Луис раздвинут руки, повернув инструмент лицевой стороной вперед.
Незнакомец провел по ней пальцем:
- Африканские узоры. Ручная работа. Давай меняться?
- Что? - не понял Луис.
- Ты мне дудочку, а я тебе корнет. Еще и играть научу. Хочешь?
Луис отрицательно покачал головой.
- Не веришь? - незнакомец достал свой инструмент и сыграл ту же мелодию, что играл только что Луис, да так громко, что казалось, листья над их головами затрепыхались, а потом еще несколько вариаций к ней.
- А Вы, случайно, не...? - мальчик не успел договорить, так как незнакомец сам представился.
- Луи Армстронг, малыш. Второй корнетист "Креол Джаз Бэнд". Ну, что, будем меняться?
- А вы знаете мою маму? Ее зовут Рамла. Рамла Докка. Мы приехали из Нового Орлеана.
- И как там сейчас? - просиял Армстронг.
- Мы год назад переехали, - уточнил Луис, и собеседник разочарованно вздохнул.
- А-а, ну, год назад и я там был.
- Так Вы знаете мою маму?
- Нет, к сожалению, не имел чести.
Теперь настала очередь младшего Луиса разочарованно вздыхать. Похоже, мамино знакомство было односторонним.
- Она Ваша поклонница, - пробурчал он.
- Правда? - Луи старший снова просиял, - тогда приводи ее в "Линкольн-гарденс", только днем, до одиннадцати.
- Она весь день занята, - мальчик совсем скис, от доброжелательной простоты Армстронга ему стало не по себе, - И это не моя дудочка, я не могу ее отдать, - тихо добавил он, прижал дудочку к груди и дал деру.
Он шел к ресторану, где работал Рон и думал, что у матери плохой вкус, что такое громкое, вызывающе-простецкое звучание корнета не может соперничать с изысканностью инструмента более тонкого, даже с этой дудочкой, а уж тем более с переливом черно-белых клавиш.
Спустя 10 лет Луи Армстронг был богат и знаменит, он ездил в турне по Европе и именовался Королем джаза, а Луис Докка работал в речном пароходстве погрузчиком и брал редкие уроки фортепьяно у красивого развратника Эдварда, которого бабушка выгнала из дома и лишила наследства, когда узнала, где он дает свои концерты.
Продолжение здесь